Статьи

23 Января 2007 /

Концертные приборы динамической обработки


Резкое улучшение качества звука концертных акустических систем, происшедшее в последние годы, не позволяет провести четкую грань между концертными и студийными приборами. В самом деле, ведь некоторые из моделей Meyer Sound или L'Acoustics звучат, как <очень большие> студийные мониторы, а в райдерах некоторых приезжих коллективов можно встретить запрос на Avallon 375 или Millenium-Media, в некоторых залах в качестве штатных стоят ревербераторы TC Electronic System 6000 и это удивляет разве что <людей не в теме>. С другой стороны, во многих студиях можно увидеть dbx и даже Behringer, которые вполне справляются с отведенной им ролью.


В предлагаемом обзоре мы постараемся не столько разграничить концертные и студийные приборы динамической обработки, сколько объяснить необходимость и достаточность применения того или иного устройства в той или иной ситуации. При этом будем полагать, что нет необходимости подробно описывать их устройство и принцип работы - существует достаточно материалов, как сугубо научных, так и написанных популярно для начинающих.


Основные параметры компрессии:



  • степень компрессии (ratio);

  • порог срабатывания (threshold);

  • время срабатывания (attack);

  • время восстановления (release).


Степень компрессии - это отношение величины усиления входного сигнала к величине усиления выходного сигнала. Ratio = ?Uвх / ?Uвых


Порог срабатывания - это значение уровня, при котором происходит срабатывание компрессора.


Скоростные характеристики компрессоров определяются временем срабатывания (attack) и восстановления (release).


Время срабатывания (attack) - это время между моментом, когда сигнал источника превышает на 6 дБ исходный, и моментом, когда уровень на выходе становится на 2 дБ выше установившегося значения выходного сигнала


Время восстановления (release) - это время между моментом, когда сигнал источника становится на 6 дБ ниже исходного, и моментом, когда уровень на выходе становится на 2 дБ ниже установившегося значения выходного сигнала



Рассмотрим один из вариантов: акустические системы - те самые очень большие мониторы, хорошо настроенные, подобающий пульт, скажем, MH Soundcraft или Midas из верхних моделей. Если включим в инсерт голосового канала процессор Phonic, то услышим именно Phonic, со всеми присущими ему красками, и никак не Midas. Ситуация обратная: в некоем клубе имеется какой-нибудь местный самопал с пультом Mackie, и какой туда Avallon не приставляй, зазвучит все тот же Mackie:


Еще одно соображение, не позволяющее строго разделять концертные приборы и студийные. Во многих концертных залах стационарно установлены приборы студийного уровня, однако они работают в концертных условиях. Так, например, до недавнего времени в зале ГКД стоял тот самый Avallon.


Исходя из вышеизложенного, условно из всего можно выделить туровые приборы. Они должны отличаться неким запасом механической прочности, быть невосприимчивы к сильным сотрясениям и иметь хорошую эргономику. Согласитесь, на концерте некогда долго всматриваться в надписи, разглядывать меню - все должно быть четко, понятно и даже привычно.


Интерфейс динамической обработки цифровой консоли Yamaha DM 2000

И это еще не все: в последние годы все большее распространение получают цифровые концертные консоли, в которых уже имеются необходимые функции, и динамическая обработка в том числе. Так, например, цифровая Yamaha D5 уже предлагается в прокате, а DiGiCo стационарно установлен в одном из столичных развлекательных заведений. Со времен первой Yamaha, которой невозможно было пользоваться на концерте из-за сложного многослойного меню, прошло почти 20 лет, и за это время управление такими пультами значительно упростилось, и можно предположить, что рассматриваемый сегодня класс приборов будет постепенно уходить, вытесняемый интегрированными цифровыми консолями. А пока он существует, попробуем разобраться в его особенностях.


Первое: концертные динамические приборы в подавляющем большинстве транзисторные (полупроводниковые). Это обусловлено большей надежностью микросхем по сравнению с лампами. В тех редких случаях, когда лампы все же присутствуют, это миниатюрные лампы, менее подверженные сотрясениям и вибрациям, чем их большие <сестры>. В концертной ситуации важна не только механическая прочность лампы, ее выносливость в процессе перевозки, но и так называемый <микрофонный эффект>. Большие лампы при высоком уровне окружающего звука могут самовозбуждаться, внося искажения в сигнал. Концертные приборы никогда не бывают полностью ламповыми, они содержат всего лишь один ламповый каскад.


Второе: концертные приборы динамической обработки редко содержат в качестве основного управляемого каскада оптоэлектронную пару. Причина в особенностях временных характеристик оптических пар, более подходящих для вокала. Для универсального прибора важен больший диапазон регулировок временных характеристик, чем может обеспечить стандартная оптоэлектронная пара. Вместе с тем в специализированных вокальных процессорах оптоэлектронные пары используются часто, изменяя динамический диапазон голоса менее заметно и более музыкально. Используя стандартный VCA, гораздо проще организовать управление внешним сигналом, что для концертной ситуации весьма важно.


Третье: большинство концертных как компрессоров, так и гейтов имеют гнезда цепей управления внешним сигналом. Используя эти входы, можно построить частотно-зависимый компрессор и частотно-зависимый экспандер. Можно сделать так, чтобы гейт открывался, например, от сигнала ревербератора или от сигнала другого источника, таким образом можно получить практически полное разделение барабанов и <очищение> их звучания. Следует заметить, однако, что гнезда внешнего управления устроены по-разному: у большинства приборов они построены по принципу <инсерта>, то есть <выход-вход>. А у компрессоров фирмы Klark Teknik это только вход, и для того, чтобы сигнал управления обработать, к примеру, эквалайзером, простым <инсертным> проводом не обойдешься и надо применить раздвоение сигнала Y-образным проводом.


Четвертое: почти все концертные приборы динамической обработки имеют ту или иную степень автоматизации управления временными характеристиками. Некоторые даже вообще не имеют возможности их ручной регулировки, достаточно вспомнить классический dbx160 или одну из моделей менее распространенного Aphex'а. Такие приборы просты, удобны, великолепно работают на вокале, для чего, собственно, и предназначены, и очень пристойно с другими сигналами. Кроме того, в <один рэк> легко умещаются четыре канала упрощенных <автоматов>, а то и все восемь, экономя, таким образом, место и вес.


<Жесткая> и <мягкая> компрессии

Еще нюанс: концертные компрессоры имеют переключатели или плавную регулировку режимов , тогда как студийные в большинстве своем работают в режиме . Надо иметь в виду, что в приборах dbx их фирменный soft-режим называется . Показания индикаторов уровня компрессии в режимах hard и soft будут отличаться при одинаково установленных ручках порога и степени компрессии.


На всех современных гейтах есть встроенные фильтры канала управления. В большинстве случаев они организованы как совокупность регулируемых обрезных фильтров по низам и верхам. На некоторых эти фильтры представляют собой однополосный параметрический фильтр с регулировкой частоты и добротности, представляется, что такой вариант на концерте удобнее.


В конце 90-х фирма BSS произвела на свет прибор, который она назвала динамическим эквалайзером. Это был аналоговый монофонический четырехполосный частотно-зависимый экспандер-компрессор. В отличие от обычного параметрического эквалайзера, вносящего изменения в АЧХ независимо от уровня поступающего сигнала, динамический эквалайзер корректировал АЧХ только при достижении сигналом определенного порога, устанавливаемого пользователем. Идея была хороша, но при тогдашнем уровне развития элементной базы прибор вносил заметное <замыливание> звука и широкого распространения тогда не получил. С развитием цифровых технологий эта идея стала применяться в многочисленных компьютерных плагинах, а недавно фирма XTA произвела цифровую <реинкарнацию> аппаратного варианта этого прибора.


В связи с бурным развитием сложных концертных акустических систем, в том числе и линейных массивов, утрачивает актуальность такой простой прибор, как кроссовер, и ему на смену появляются сложные цифровые speaker management systems - те самые процессоры управления акустическими системами. В них обязательно встроены лимитеры, компрессоры-лимитеры, и во многие - динамические эквалайзеры. Лимитеры имеются на выходе каждой частотной полосы для предохранения акустических систем от перегрузок, а вот динамические эквалайзеры в этих процессорах мало кто использует, а напрасно:


Применение этих модулей может быть неожиданным. Например, в BSS366 динамический эквалайзер на входе может быть настроен на формирование того, что в бытовой технике называется тон-компенсацией или loudness - в зависимости от уровня сигнала суммарная АЧХ системы может изменяться, повторяя кривые равной громкости. Еще одно неожиданное исключительно концертное применение: известно, что при больших уровнях громкости высокочастотные драйверы выходят из поршневого режима и их мембраны начинают изгибаться, порождая искажения, воспринимаемые на слух как появление частотных пиков в районе 3:4 кГц. Подключив в процессоре модуль динамического эквалайзера и настроив порог его срабатывания на соответствующий уровень, можно в значительной степени ослабить эти неприятности.


Прообразом динамических эквалайзеров был выпущенный в 80-х годах фирмой Aphex прибор под названием Dominator - трехполосный стереофонический пик-лимитер с регулируемыми порогами и переключаемыми кроссоверными точками. Поначалу этот прибор в силу своей дороговизны был студийным и нередко в аналоговую эру выполнял функции мастерингового <финалайзера>. Когда же появился in-ear мониторинг, стало ясно, что для предохранения слуха артиста и его комфортного самоощущения на сцене микс, подаваемый ему в наушники, необходимо как-то облагородить. Тут как нельзя кстати пришелся Dominator и его стали включать перед передатчиком in ear. Замечу, что прибор выпускается до сих пор, и цена его не слишком изменилась:


В последнее время появились специализированные приборы для in ear мониторинга, использующие те же идеи, - такие приборы имеются в производственных программах фирм dbx и XTA.


Органы управления компрессора

Об управлении: и в музыке есть <праворульные> и <леворульные> приборы. Так, например, если у более распространенных dbx и Behringer понижению порога компрессирования соответствует поворот соответствующей ручки влево (против часовой стрелки), то у Klark Teknik и Drawmer - вправо (по часовой). Те же различия и у регулировок степени компрессии, только наоборот: у последних увеличение параметра ratio производится поворотом влево! Какая логика привычней - не знаю. Но не только этим выбивается из общего ряда Klark Teknik - распайка разъемов XLR у них тоже наоборот: <горячий> контакт не привычный нам 2-й, а 3-й. Правда, если открыть компрессор, то внутри можно обнаружить джампер, исправляющий такое положение. Это следует иметь в виду при коммутации.


И в заключение. Очень важен для концертных приборов дизайн и легкость управления. Я бы даже поставил эти качества на первое место. Есть приборы, при взгляде на которые руки сами находят то что нужно, и на настройку уходят считанные секунды, но есть и такие, на рассматривание которых уходит слишком много времени. Я не буду называть здесь всем известные уважаемые фирмы, в конце концов, восприятие - вещь индивидуальная, к тому же эти приборы прекрасно работают, но вот оформление передних панелей: И этот фактор тоже нужно учитывать при серьезном выборе оборудования.


Дмитрий Сухин



Источник: Pinspot.RU

23 Января 2007 /

Прибор динамической обработки Altair CN-220

Этот полнофункциональный двухканальный прибор объединяет в своем составе компрессор/лимитер и нойз-гейт. Он оборудован высококачественными управляемыми напряжением усилителями (VCA)
читать...(886)

23 Января 2007 /

Приборы динамической обработки от кампании ALTO

Все приборы динамической обработки производства компании ALTO размещаются в прочном стальном корпусе, надежно экранирующем схемы от электромагнитных наводок и, как правило, имеют тороидальный трансформатор, создающий минимум излучений
читать...(906)

23 Января 2007 /

Прибор динамической обработки ART TCS

В конце 2004 года компания ART представила новый двухканальный ламповый компрессор/экспандер/гейт/де-эссер/лимитер TCS (Twin Compressor System).
читать...(881)

23 Января 2007 /

Приборы динамической обработки от компании ARX

Австралийская компания ARX известна на отечественном рынке своими высококачественными аналоговыми приборами обработки. Один из базовых принципов ARX звучит примерно так: «сделать сложные устройства легкими в установке и простыми в использовании».
читать...(887)

23 Января 2007 /

Прибор динамической обработки MaxCom от компании BBE

Это устройство представляет собой двухканальный компрессор/лимитер/гейт. MaxCom позволяет повысить четкость звучания как концертных, так и студийных миксов
читать...(872)

23 Января 2007 /

Динамические процессоры от компании Behringer

Продукция немецкой компании Behringer отличается удачным соотношением качество/цена, которого специалистам компании удалось добиться благодаря разработке и применению новых технологий
читать...(915)

23 Января 2007 /

Концертные приборы динамической обработки от компании BSS Audio

Британская компания BSS Audio знаменита своими приборами обработки звука. За 25 с лишним лет существования эта фирма вывела на рынок целый ряд собственных технологических разработок, которые копируются многими другими производителями
читать...(884)

23 Января 2007 /

Концертные приборы динамической обработки от компании dbx

Процессор обеспечивает компрессию с уровнем подавления до 60 дБ и возможностью выбора характеристики в точке перегиба (OverEasy и Hard Knee).
читать...(902)

23 Января 2007 /

Прибор динамической обработки Digisynthetic DS 202A

Цифровые приборы динамической обработки сигнала от Digisynthetic хорошо известны отечественным пользователям
читать...(912)

...