Статьи

6 Февраля 2008 /

Концертные акустические системы большого формата


Как говорится, нет ничего нового под солнцем. Основные принципы, по которым построены современные громкоговорители, были исследованы и описаны в 30-х годах ХХ века. Фундаментальная теория не всегда давала ответ на практические вопросы, и это оставляло место для изысканий независимых инженеров, несмотря на большие исследовательские бюджеты таких крупных производителей акустических систем, как Bose, JBL, Electro-Voice, которые не всегда могли точно ответить на нужды туровых компаний. Каждый имел шанс сделать «еще более лучшую мышеловку».


Еще в 60-х годах в туровой индустрии отошли от концепции «один кабинет на полосу», и стали применять двухполосные акустические системы. Основным двигателем развития звукоусиления был кинематограф, поэтому стандартом звучания в те годы стала система Altec A7.


В начале 50-х компания Altec выпустила компактную (1,5 метра и 81 килограмм) двухполосную акустическую систему A7, подходящую для малых кинотеатров, студий звукозаписи и домашнего использования — в последнем случае корпус был отделан орехом. Высокая чувствительность (103 дБ) сделала ее идеальной для маломощных ламповых усилителей того времени, и она стала популярным концертным аппаратом для рок-групп 60-х и 70-х.


В 70-е годы для туровой индустрии потребовались акустические системы, удобные в монтаже и перевозке. В 1967 году Джон Мейер работал в магазине хай-фай оборудования. Однажды Стив Миллер зашел в этот магазин в поисках оборудования для поп-фестиваля в Монтре, и Джон предложил басисту Миллера индивидуальный набор оборудования. Фестиваль и снятый по нему фильм разнесли славу об этом событии по всему миру. Джон, вдохновленный борьбой за звучание, создал компанию Glyph, занимающуюся прокатом и инсталляцией звуковых систем. Его первой инсталляцией была квадрафоническая звуковая система в клубе Pepperland в Сан-Рафаэле, состоявшая из рупоров размером 2,4 × 2,4 метра с 30″ драйверами.


Pink Floyd, Janis Joplin, Steve Miller Band и Frank Zappa играли в «Пепперлэнде», что способствовало распространению слухов об этой звуковой системе. Вскоре Джону предложила работу компания McCune Sound. В ту пору использовалось оборудование или из кинотеатров, или из магазинов бытового Hi-Fi, и оно было недостаточно мощным. Во время концерта случалось, что аппаратура горела в буквальном смысле слова. Бывало так, что половина концертов заканчивалась преждевременно по причине отказа оборудования, и многие зарабатывали ремонтом громкоговорителей.


Джону была поставлена задача создать оборудование, способное доработать до конца концерта. Другим приоритетом было создание акустической системы, удобной в перевозке и способной поместиться в грузовой отсек Боинга 727. В ту пору компания McCune Sound предоставляла звуковое оборудование для туров, работая с Creedence, Hendrix и Peter Paul and Mary. В результате разработок Мейера появилась трехполосная рупорная акустическая система McCune/Meyer JM3, включавшая рэк с усилителями, кроссовером и эквалайзерами, не имевшими никаких оперативных регулировок, за исключением выключателя питания. Настройка такой системы осуществлялась заранее в мастерской. Это позволяло избавить звукорежиссера от необходимости крутить эквализацию в микшерном пульте, чтобы добиться хорошего звучания системы. Сейчас это звучит нормально, но в те времена было революционным решением — настраивать усилители, кроссовер и эквалайзеры так, чтобы они соответствовали особенностям конкретной акустической системы. Разработка оказалась инновационной и успешной, но очень дорогой ввиду малосерийности производства. Однако в результате роста качества звучания другие компании, почувствовав конкуренцию, стали требовать такое же оборудование, что позволило окупить затраты на разработку.


Что касается организации концертов в 60-х, 70-х и 80-х годах, то крупнейшим игроком на этом рынке была, безусловно, компания Bill Graham Presents, для которой было лишь делом времени принять решение «заряжать» в концерты акустические системы своей собственной разработки. В середине 70-х компания стала устраивать много стадионных концертов, и для них существовавшие системы оказались полностью непригодными. Компания наняла специалиста по звуку Steve Gagne, который разработал «дальнобойный» басовый рупор. Акустические системы представляли собой гигантские фиберглассовые рупоры диаметром 3,5 метра. К этим рупорам присоединялись огромные басовые громкоговорители, и затем они устанавливались на лесах по бокам сцены. Благодаря таким рупорам на задних рядах стадиона наконец-то стало возможным почувствовать бас.


В прокатной компании FM впервые были применены корзинки для подвешивания акустических систем. Сейчас уже никто не помнит, что в начале 70-х не существовало ни лифтов, ни подъемников и акустические системы устанавливались вручную. Басовые кабинеты (бины) весили 136 килограмм, и к ним присоединялись 2,5 метровые фиберглассовые рупоры. В те времена для низкой, средней и высокой полос делались отдельные корпуса, все разных размеров и нестыкующиеся друг с другом, и все это надо было раскладывать по лесам сбоку от сцены. Однажды мастер сцены Джей Древерс предложил собирать группы акустических систем в корзинки и затем поднимать их с помощью цепных лебедок.


В середине семидесятых компания Clair Brothers приобрела известность благодаря использованию трехполосной акустической системы. Впервые такие системы были изготовлены для проведения совместного тура Beach Boys и Chicago, что подняло качество звучания на новую высоту.


Такие акустические системы, как EAW KF850, Meyer Sound MSL3 и Turbosound TMS-3, появились в 80-х, обозначив концепцию объединяемых в кластер акустических систем. Это сделало жизнь туровиков легче благодаря стандартизации качества звучания на разных площадках.


К 1995 году существовала дюжина таких «райдерных» акустических систем. Нередко ставшие известными модели акустических систем разрабатывались совместными усилиями прокатных компаний и производителей.


К примеру, 4-полосная двухкабинетная система JBL HLA появилась благодаря желанию прокатной компании AA (Audio Analysts) иметь заказную мощную многополосную рупорную систему. В результате AA получили возможность испытать первые AALTO акустические системы в 1995 году, а JBL выпустил HLA в 1996 году. AALTO имели рупора, принадлежавшие AA, а HLA оснащались рупорами, разработанными JBL. Патент на трубчатую раму также принадлежат JBL. Таким образом, и по сей день прокатные компании становятся «гоночными командами», с помощью которых отрабатываются новые технологии.


Продукция компании JBL оказалась одним из факторов, способствовавших развитию туровых компаний. Динамиками JBL комплектовалась система Clair Brothers S4.


Калифорнийские компании A1 и Concert Sound UK заказали динамики JBL, когда приобрели первые большие системы EAW KF850. Когда первые туровые системы TMS3 были закуплены в Соединенных Штатах в 1983 году для тура Styx, они тоже были укомплектованы компонентами JBL. Причиной послужило высокое качество звучания и отличные технические характеристики (в частности, низкая термокомпрессия).


Не буду здесь говорить о линейных массивах — на эту тему в последнее время публикуется немало материалов, в том числе и в журнале «Звукорежиссер». Можно лишь отметить, что, хотя линейные массивы твердо заняли свою нишу на рынке концертного оборудования, другие технологии озвучивания залов все еще не потеряли актуальность.


EAW KF900

Серьезный вклад в развитие туровых технологий внесла компания EAW. Акустическая система KF850 фактически оказалась стандартом в 90-е годы. Компания выпускает акустические системы практически для всех случаев, но одна серия заслуживает особого внимания — это KF900, радиальный массив большой мощности, состоящий из четырех типов акустических систем. Линейный массив теоретически обладает высоким качеством звучания, но имеет и ряд изъянов, например недостаточная дальность распространения высоких частот, или неконтролируемое покрытие в горизонтальной плоскости.


EAW всегда отличалась стремлением делать высокоэффективные акустические системы, в которых три верхние полосы состоят из рупорных громкоговорителей, что обеспечивает высокую эффективность и направленность. Меняя количество вертикальных рядов в кластере, можно добиться требуемой ширины диаграммы направленности. Этот экспериментальный проект начался весной 1997 года, а в 2001 году на этой аппаратуре был проведен тур Эрика Клэптона. В отличие от линейного массива, эта акустика в значительной степени управляется настройкой отдельных излучателей с помощью цифровых процессоров и соответствующего математического обеспечения.


Среди тенденций последнего десятилетия следует отметить появление управляемой в горизонтальной плоскости диаграммы направленности, что связано со стремлением повысить качество звучания как в зале, так и на сцене. Одним из недостатков озвучивания зала является образование избыточного давления на низких частотах по оси между порталами. Чтобы уменьшить этот избыток давления, следует использовать низкочастотные излучатели с несимметричной в горизонтальной плоскости диаграммой направленности. Добиться этого нелегко, однако первые шаги уже сделаны. Пионером коммерческого использования этой технологии явилась Meyer Sound, выпустившая в 1997 году субвуфер PSW-6 с кардиоидной диаграммой направленности. Эта акустическая система обеспечивает с тыла подавление полосы частот 30…125 Гц на величину 15…20 дБ.


Несмотря на разнообразие выпускаемых в настоящее время акустических систем, основные принципы их построения не меняются уже более десяти лет. Среди последних тенденций развития концертных акустических систем можно отметить все большее использование активных акустических систем и цифрового управления.


Сергей Левшин



Источник: Pinspot.RU

5 Февраля 2008 /

Акустические системы от компании Adamson

Компания Adamson System Engineering основана в 1983 году Броком Адамсоном (Brock Adamson), талантливым инженером, создавшим акустические системы, отличающиеся исключительно высокими звуковым давлением и мощностью и сохраняющие целостность звучания со всеми его нюансами.
читать...(911)

5 Февраля 2008 /

Линейный массив Alcons на ленточных драйверах

Линейные массивы хотя и не новы, но до сих пор являются последним «писком моды» в звукоусилении. И действительно, хорошо разработанный линейный массив обеспечивает обширную зону покрытия и позволяет точно управлять диаграммой направленности благодаря цилиндрическому фронту звуковой волны.
читать...(920)

5 Февраля 2008 /

Акустические системы от компании BMS Elektronik/Coda Audio

Линейный массив постепенно становится рабочим инструментом звукоинженера. Чем инструментов больше и выше их точность, тем корректнее решаются задачи озвучивания. Именно в таком ракурсе следует рассматривать акустические системы, работающие по принципу Line Array, от немецкой компании BMS/Coda Audio
читать...(884)

5 Февраля 2008 /

Акустические системы от компании Community

Американская компания Community Light & Sound была основана инженером-акустиком Брюсом Хоузом в 1968 г. К тому времени Брюс уже имел опыт работы с такими грандами рок-музыки, как Jefferson Airplane, на концертах которых использовалось преимущественно оборудование из киноиндустрии, совершенно неподходящее для живых выступлений.
читать...(886)

5 Февраля 2008 /

Акустические системы от компании d&b audiotechnik

На сегодняшний день классифицировать акустические системы по конструктивным особенностям и жанровой принадлежности довольно затруднительно. Громкоговорители одной и той же модели можно с равным успехом использовать и в театре, и в клубе, и в концертном зале.
читать...(923)

5 Февраля 2008 /

Акустические системы серии Aero от компании D.A.S. Audio

Акустические системы серии Aero предназначены для работы в составе линейных массивов. Модели имеют корпуса фазоинверторного типа, выполненные из высококачественной березовой фанеры.
читать...(911)

5 Февраля 2008 /

Акустические системы от компании dB Technologies

Итальянский производитель dB Technologies традиционно предлагает бюджетные решения с максимально возможным качеством. Линейный массив DVA — яркое подтверждение этой концепции.
читать...(881)

5 Февраля 2008 /

Акустические системы от компании Dynacord

Данный комплекс включает среднечастотные акустические системы FX 12, субвуферы FX 20 и усилители мощности XA4000.
читать...(883)

5 Февраля 2008 /

Акустические системы большого формата от компании Electro-Voice

Компания Electro-Voice зарекомендовала себя как один из мировых лидеров в производстве акустических систем большого формата. Продукция Electro-Voice применяется в основном на концертных выступлениях и обеспечивает прозрачный звук во всем диапазоне, большую мощность и отсутствие нелинейных искажений.
читать...(891)

...