Статьи

31 Июля 2004 /

Выбор динамиков


Подобную фразу достаточно часто доводится слышать при разговоре с человеком, желающим, по каким-то причинам, заменить вышедший из строя динамик на новый. При этом "интересующийся" старательно разводит руками, показывая, какой именно размер его интересует. Безусловно, что после уточнений некоторых деталей "анатомического" строения акустических систем и выяснения их назначения специалист сможет дать квалифицированные рекомендации по использованию той или иной модели динамика, но порой словесные баталии, призванные установить истину, могут затягиваться на длительное время.


Сразу оговорюсь, что в рамках этой статьи будут рассмотрены лишь основные характерные, внешние признаки, по которым, тем не менее, можно с достаточной уверенностью определить тип динамика и область его применения. (рисунок. 1




Рис.1. Устройство динамика

Итак, предположим, что у нас в руках динамик, но документация на него отсутствует - такое бывает нередко. Как же нам определить его предназначение и другие параметры?


Сначала - размеры. По сложившейся традиции, размер принято обозначать в дюймах. Рассмотрим основные типоразмеры динамиков, используемые современными производителями: 6", 8", 10", 12", 15", и 18". Здесь, правда, сразу следует оговориться, что речь идет о динамиках, предназначенных для систем профессионального звукоусиления, а не обо всем спектре динамических головок, включающих в себя бытовые, автомобильные, мониторные или динамики специального назначения. По мере увеличения диаметра растет и площадь диффузора, что, несомненно, ведет к увеличению отдачи в области низких частот. Это свойство позволяет с достаточной долей достоверности разделить имеющееся типоразмеры на три основные группы, а именно:


  • 6", 8" - среднечастотные излучатели (mid)

  • 10", 12" - динамики, в одинаковой степени хорошо работающие как в среднечастотном, так и в низкочастотном диапазонах (mid-bass)

  • 15", 18" -низкочастотные излучатели (low frequency bass)

  • Динамики 6" и 8" в основном используются в качестве среднечастотного звена в трехполосных акустических системах, находясь при этом в изолированном от основной части корпуса объеме. Они воспроизводят частоты приблизительно от 600 Гц до 6 кГц, в зависимости от особенностей конструкции акустических систем.


    Десятидюймовые динамики достаточно часто встречаются как в качестве среднечастотного звена в трехполосных акустических системах, так и в качестве НЧ-звена в двухполосных системах, а также в малогабаритных субвуферах.


    Размер 12" могут иметь динамики достаточно широкого спектра применения.


    Тут можно встретить разные модели:


  • воспроизводящие только низкие частоты (30…500 Гц)

  • воспроизводящие низкие и средние частоты (60 Гц…2,5 кГц)

  • широкополосные (60 Гц…12 кГц) с двойным конусом, в просторечии "рюмка", (имеется в виду так называемый пассивный высокочастотный излучатель-"колпачок" - прим. ред.)

  • среднечастотные, предназначенные для работы в рупорных системах

  • Динамики размеров 15" и 18" в основном используются в качестве низкочастотных излучателей в различных конструкциях субвуферов.


    Теперь рассмотрим конструктивные особенности рамы.


    Рамы бывают двух типов:


  • штампованные из листовой стали

  • литые - из алюминия, выполненные методом высокоточного литья

  • Не рассматривая вопросы концентрации магнитного поля и подобных "высоких материй", отметим один важный, хотя и простой момент: хорошая вещь должна быть тяжелой! Если рассматривать это утверждение применительно к нашей теме, то выяснится, что основная масса динамика - это масса магнита. А из этого следует, что, чем больше весит магнит, тем прочнее и жестче должна быть рама, на которой он крепится. Поэтому более мощные и дорогие модели имеют литую раму, тогда как коммерческие модели небольшой мощности (50…200 Вт) изготавливаются на штампованных рамах.


    Теперь рассмотрим собственно магнит.


    В современных динамиках применяют в основном ферритовые (керамические) магниты. Если проанализировать зависимость мощности динамика от размера его магнита, то можно вывести следующую закономерность:


  • мощность 50…100 Вт - диаметр магнита 80…130 мм

  • мощность 100…200 Вт - диаметр магнита 150…200 мм

  • мощность 200…500 Вт - диаметр магнита 200…285 мм

  • Причем, для охлаждения катушки в динамиках мощностью 100 Вт и более, в керне магнита делают вентиляционный канал. Конечно, мощность не определяется только лишь массой и размером магнита, на нее влияют также и конструктивные особенности катушки: ее диаметр, высота, материал каркаса и т.д. - но эти данные можно почерпнуть лишь из паспортных данных конкретного динамика. Мы же говорим о случае, когда документации под рукой нет, а необходимо определить тип, предназначение и мощность динамика.


    Конструктивные особенности диффузора также многое могут сказать о предназначении динамика. Так, например, диффузор СЧ-головки должен иметь небольшую глубину (рис.2) и быть сделан из гладкой бумаги небольшой толщины. Диффузор динамика, предназначенного для воспроизведения низких и средних частот, также сделан из гладкой бумаги, но имеет большую глубину, и может быть усилен двумя-тремя ребрами жесткости (рис.3).




    Рис.2. Верхние подвесы:

    1) пилообразный

    2) двойной полутор

    3) синусоидальный




    Рис.3. Типы диффузоров:

    1) низкочастотный

    с укрепленной бумагой

    2) среднечастотный

    3) НЧ-СЧ

    Большие нагрузки, которые испытывает диффузор НЧ-динамика во время работы, определяют его конструкцию: коническая форма, большое количество ребер жесткости, достаточно толстая бумага.


    Верхний подвес также является своеобразной "визитной карточкой". Чем больше жесткость верхнего подвеса, тем выше чувствительность. Так, например, подвесы "громких" (100 дБ) гитарных динамиков мощностью до 70 Вт отформованы из той же бумаги, что и диффузор, и пропитаны специальным составом для обеспечения гибкости. С другой стороны, для обеспечения большего смещения диффузора необходима большая гибкость подвеса.


    В современной практике используется три основных вида подвесов:


  • пилообразный обладает большой жесткостью, применяется в НЧ/СЧ- и СЧ-динамиках мощностью до 200 Вт и имеет максимальное смещение диффузора 2,5 мм.

  • двойной полутор обладает большей гибкостью, чем пилообразный, применяется в НЧ/СЧ- и CЧ-динамиках, и имеет максимальное смещение до 5 мм.

  • синусоидальный, применяют в мощных низкочастотных динамиках (400…700 Вт) с максимальным смещением до 7 мм.

  • Безусловно, здесь рассмотрены далеко не все тонкости строения динамиков, а лишь "надводная часть айсберга". Но, тем не менее, руководствуясь визуальным осмотром, можно достаточно точно определить мощность и тип динамика, необходимого для ваших целей.



    Источник: Pinspot.RU

    31 Июля 2004 /

    Шествие линейных массивов

    За последнее время появилось новое поколение концертной акустики, на которое необходимо отреагировать, а кое-что прокомментировать и уточнить. Еще за это время я перешел в компанию, занимающуюся дистрибьюцией и прокатом акустических систем немецкой фирмы KS. Уже прошло достаточное количество мероприятий с их использованием, сформировались впечатления, а поэтому, исходя из сложившегося опыта, будут затронуты и технические аспекты работы на аппарате высокого класса.
    читать...(902)

    23 Июля 2004 /

    JBL SR-X: лучший выбор профессионального музыканта.

    Появление новой серии колонок SR-X фирмы JBL - не случайность и не дань моде. Всегда существовали и будут существовать музыканты, ди-джеи, владельцы клубов и танцевальных площадок, предъявляющие повышеные требования к качеству звука акустических систем. И серия SR-X, включающая в себя 11 моделей, разработана именно для таких "продвинутых" пользователей.
    читать...(956)

    ...