Статьи

2 Сентября 2004 /

Сравнительный обзор звукорежиссерских пультов в ценовой категории 2000$-2500$


В процессе работы перед нашей компанией встала проблема выбора пульта для живых клубных концертов (рок-музыка широкого спектра). Необходима аналоговая консоль среднего размера, 24 канала. Ценовая категория — до $2700. После многочисленных блужданий в интернете я понял — возможность выбора нужной модели среди продукции фирм-производителей, микшерные пульты которых поставляются в Россию (в основном это Allen&Heath, Soundcraft, Yamaha, Mackie), невелика. После этого, а так же после общения с друзьями-специалистами, я остановился на четырех моделях, а именно:



  • Allen&Heath GL 2200 ($2650),

  • Soundcraft Spirit Live 4/2 ($2500),

  • Soundcraft Spirit LX7 ($1670),

  • Mackie SR24×4 VLZ PRO ($1840).


Пульты фирмы Yamaha рассматривать принципиально не стал, так как не перевариваю кнопок ON вместо MUTE. Хотя, может, и зря, так как есть стоящее в этой ценовой и функциональной категории и у Yamaha. Например, Yamaha MG-24/14FX (или Yamaha GA24/12, более мощный по возможностям, но, к сожалению, значительно дороже — больше $3000).


Покупка такого прибора происходит весьма редко и делается наверняка, ведь пульт — это рабочее место звукорежиссера, где, помимо сугубо технических характеристик, очень важны такие вещи, как гибкая и удобная структура коммутации, дизайн, эргономика. Походы же по салонам музыкального оборудования и попытки бесед с продавцами-консультантами с целью выяснения каких-то «подводных камней» сводятся в большинстве случаев к предвзятому расхваливанию пультов тех фирм, продажами которых занимается данный магазин, «опусканию» конкурирующих поставщиков и навязыванию собственного, зачастую чересчур субъективного и непрофессионального мнения по поводу отсутствия или присутствия тех или иных функциональных возможностей прибора.


Ситуация в моем случае сложилась такая, что экономия порядка $700…800 имела очень существенное значение, но мнения уважаемых мною экспертов склоняли меня к Allen&Heath, поэтому, изучив досконально спецификации вышеперечисленных моделей и обсудив некоторые детали с коллегами, пришел к определенным выводам. Эти выводы, в большинстве своем, основаны только на внешнем, теоретическом знакомстве с аппаратами, своем личном опыте и практике коллег.


Итак, вот что я вынес из знакомства с этими моделями.


Allen&Heath GL 2200 ($2650)


Этот пульт, как говорится, «то, что доктор прописал». И я уже вроде бы готов закрыть глаза на самую высокую стоимость, так как пульт действительно великолепен. Однако выявилось несколько досадных моментов.


Allen&Heath – общий вид консоли

Самый существенный может стать для многих помехой при частой и регулярной практической работе на концертах и, тем более, в «сборных солянках». Это очень неудобное расположение кнопки PFL — в районе 0 дБ, что, при стоящих обычно в этом районе фейдерах (от +5 до -10…15 дБ) может затруднить комфортное и оперативное нажатие PFL без боязни сдвинуть очень «легкие» фейдеры (это тоже не очень положительная, на мой взгляд, особенность A&H). Ну что мешало конструкторам поместить кнопку PFL в пустующей области -20…25 дБ? Хотя догадываюсь — унифицированный ряд, стандартные платы: в модели GL 3300 там находятся кнопки MUTE GROUP.


Второй момент — компоновка 6 регуляторов AUX по группам PRE-POST. Две переключаемые группы PRE-POST (4 + 2) независимы в каждом канале, что очень хорошо. Это полезно в тех случаях, когда необходимо один канал (например, фонограмму) послать в мониторные AUX (1…4) после фейдера, оставляя подачу всех остальных инструментов в мониторы до фейдера.


С другой стороны, 4 мониторные линии — явный перебор для клубных концертов, где в большинстве своем используются две, максимум три линии. И даже комбинация AUX 2 + 2 + 2 (которая применяется в Soundcraft Spirit LX7 в виде 2 PRE-POST, 2 PRE-POST, 2 POST, а в Mackie SR24×4 VLZ PRO в виде 2 PRE, 2 PRE-POST, 2 POST) — и та не спасет в некоторых ситуациях, так как при такой разбивке получаются, в основном, все те же 4 + 2 и зеркальные 2 + 4, и лишь у Spirit LX7 имеется дополнительная и надуманная комбинация 2 POST + 2 PRE + 2 POST.


Панель разъемов

А иногда так необходимо бывает использовать помимо «стандартных» двух эффектов POST (Reverb, Delay) — третий. Например, Chorus, а выбора больше нет, кроме как включить его либо в PRE, либо пустить на данном канале все зависимые мониторные AUX в POST, либо занимать под злополучный третий эффект целую группу. Вот и приходится выбирать из трех зол меньшее. В случае с двумя мониторными линиями на GL 2200 это легко решается путем использования для них 5-6 AUX, а на 1…4 AUX можно даже целых 4 эффекта «посадить», — но все равно эта система не так гибка, как хотелось бы.


Чуть позже, получив с официального сайта www.soundcraft.com структурную схему, я обнаружил, что в консоли предусмотрены перемычки-джамперы и существует возможность переключить выборочно любой AUX в фиксированное положение — либо PRE, либо POST. Скорей всего, это можно сделать своими силами, правда, с вытекающими из этого нарушениями гарантий изготовителя, — но не исключено, что такую модификацию можно заказать и сразу.


Мастер-секция

На самом деле, этот вопрос я бы решил так, как нигде еще не видел в случаях с шестью AUX-посылами: два фиксированных PRE, два PRE-POST, два фиксированных POST. Так как при такой разбивке AUX, помимо предложенных GL 2200 вариантов, можно использовать три мониторных линии PRE и три обработки POST, полностью используя все шесть AUX, а в GL 2200 эта комбинация в основной модификации исключена.


Особенно выгодно GL 2200 отличает наличие MUTE на всех группах и мастер-линейках, чего, к сожалению, нет во всех рассмотренных далее пультах. Приятно радуют глаз вспомогательные светодиодные мини-индикаторы на каждом канале, группах и даже на мастер-линейках — в дополнение к большим основным индикаторам.


Некоторую неясность внесла секция кнопок распределения сигнала между кнопками включения Talk Back и Osc/Noise Generator. Непонятно, либо эти распределители относятся к первому, либо ко второму, или же переключаются между ними. Все-таки необходимо иметь контроль над тем, куда посылается сигнал Talk Back. После изучения схемы стало ясно, что блок распределителей общий и для генератора, и для Talk Back.


Некоторую обеспокоенность вызвала невыясненная ситуация с кнопками MUTE, так как на фотографии лицевой панели не очень видно — индицируется ли нажатие MUTE светодиодом или кнопка «слепая»?


Direct Out, cудя по блок-схеме, по умолчанию сделан POST-FADER, но имеется перемычка для его установки PRE.


Что же касается кнопки PFL, то из фотографий, схем и описаний не ясно — фиксируется она или нет.


Общий вид консоли Soundcraft Spirit Live 4/2

Soundcraft Spirit Live 4/2 ($2500).


По функциональным возможностям очень близок к Allen&Heath GL 2200, а в чем-то даже превосходит его (мониторная матрица, четыре группы Mute), однако отсутствует генератор тестовых сигналов (в принципе, с этим можно смириться, подключив CD-плеер с тест-диском, благо есть кнопка отключения EQ). Хуже — отсутствие выхода Mono, что весьма пригодилось бы при подключении телевизионщиков или центрального кластера. Хотя это можно организовать окольными путями — с помощью групп matrix или нажав кнопку Mono Check на выходе головных телефонов.


Мастер-секция

Разбивка AUX весьма интересна и почти удовлетворяет моим запросам: три фиксированных PRE, один PRE-POST, два фиксированных POST… Но опять минус в том, что четвертый переключаемый AUX — зависимый для всех каналов, то есть переключение PRE-POST производится одной кнопкой в мастер-секции сразу во всей четвертой линейке AUX для всех каналов.


PFL находится в «почти правильном» месте — у основания фейдера. Почему почти? Дело ведь в том, что при первоначальной настройке чувствительности фейдер обычно находится как раз в положении «минус бесконечность», но все-таки это лучше, чем PFL в области рабочего положения. Весьма интересно расположение коммутационных разъемов: в отличие от всех остальных пультов, они — на верхней панели. При таком расположении разъемов коммутацию или оперативную перекоммутацию очень удобно осуществлять, не покидая рабочего места.


Однако дошедшие до меня реплики пользователей относительно якобы неточности работы фильтров в параметрических эквалайзерах смущают — хотелось бы это также выяснить, так как я не имел возможности досконально изучить эту тонкость при двух-трех случаях общения с Soundcraft.


Из структурной схемы выяснилось, что Direct Out существует только POST FADER и расположен схемотехнически после MUTE.


Soundcraft Spirit LX7 ($1670).


С виду это упрощенный вариант Spirit Live 4/2. Отсутствуют переворот фазы, индивидуальное для каждого канала включение фантомного питания, что, правда, не вызывает особых проблем.


Spirit LX7 выгодно отличает наличие третьей мастер-шины (моно), используя которую, можно, например, создавать монофонический протокол концертов, добавляя в мономикс сигнал дополнительных микрофонов, направленных в зрительный зал.







Общий вид консоли Soundcraft Spirit LX7
Панель разъемовМастер-секция

AUX разбит: 2 PRE-POST, 2 PRE-POST, 2 POST.


Поначалу насторожило отсутствие отдельных разъемов Direct Out на каждом канале, но хотя, может быть, эта функция совмещена в разъеме Insert, когда джек вставлен до первого щелчка и канал не разрывается. Но при этом уже нельзя одновременно использовать, скажем, компрессор в разрыве канала и снимать сигнал на дополнительную линейку (если в компрессоре, конечно, не предусмотрен отбор чистого сигнала).


Этот момент захотелось прояснить, тем более что в спецификации для LX7 прямой выход с каналов указан, а в картинке панели разъемов из скачанного с www.allen-heath.com сборника технических данных Direct Out он отсутствует. Хотя на рисунке линейки моноканала в области EQ есть переключатель Dir Pre — и что бы это значило? Переключение отбираемого сигнала либо до EQ — либо после? Это окончательно запутало ситуацию…


После внимательного рассмотрения структурной схемы обнаружилось, что Direct Out все-таки существует! Причем в отличие от Spirit Live 4/2 — расположенный до MUTE, кроме того, еще и переключаемый кнопкой PRE-POST FADER, а не EQ (вот относительно EQ, к сожалению, есть только POST). Просто он расположен рядом с EQ, но отделен символической рамкой. А почему тогда Direct Out нет на картинке панели разъемов? А все очень просто — выяснилось, что Direct Out есть только на каналах 1-16, а на картинке, как назло, — с 17 по 24!


Mackie SR24×4 VLZ PRO ($1840).


По функциональным возможностям близок к Soundcraft Spirit LX7, однако имеет только две мастер-шины (впрочем, как и у вышерассмотренных моделей, за исключением LX7) и лишь 20 монофонических входов. Число 24 в названии модели обозначает лишь сумму 20 моноканалов с 2 стереоканалами (Soundcraft Spirit Live 4/2 и LX7 — 24 моно + 2 стерео, Allen&Heath GL 2200 — 22 моно + 2 стерео).


Общий вид консоли Mackie SR24х4 VLZ

Существенный минус — только три полосы эквалайзера в монофонических каналах (один полупараметрический против двух у всех вышеназванных пультов). Что интересно, много людей, считающих себя специалистами в звукорежиссерском деле, считают, что одна «параметрика» — это, наоборот, плюс, а две — пижонство. Дескать, меньше ручек — лучше звук, с чем я принципиально не согласен. Во-первых, там, где не надо, вторую ведь можно не трогать, а, во-вторых, случаются ситуации, где просто необходимы две параметрические полосы, пусть даже необходимость в их использовании возникла всего в одном-двух каналах. Ведь уж лучше иметь функциональный запас, чем «выжимать все соки» из имеющегося скудного набора возможностей.


Канальная ячейка

Также из описания пульта и с подачи продавцов-консультантов обнаружился сомнительный плюс — якобы расширенный динамический диапазон (хотя, сравнивая технические параметры всех четырех пультов можно увидеть, что отличия не очень значительные). Будто бы это облегчает суммирование каналов в main-mix более высокоуровневых сигналов без перегрузок на выходе. Вот тут и возникли сомнения. Я всегда считал с определенного момента, когда это осознал, что задача концертного звукорежиссера — стремиться максимально и без потерь уменьшить динамический диапазон если не каждого, то максимально возможного количества звуковых компонент микса, чтобы на выходе получить ровный без пиков, плотный, разборчивый звук. Ведь в атмосфере, например, рок-концерта присутствует шум зрителей, причем довольно высокий по уровню (примерно 70…90 дБ от порога слухового восприятия). Поэтому цель концертного звукорежиссера (особенно на рок-концерте) — уложить микс в динамический диапазон 10…20 дБ до номинального выходного уровня сигнала 0 дБ, используя при этом как поканальную динамическую обработку (компрессоры), так и финальную (максимайзер), чтобы потом превратить этот сигнал в звуковое давление нужного диапазона и нормального среднего уровня, в зависимости, конечно, от количества, а, следовательно, и шума зрителей, а также исходя из возможностей зала и звуковоспроизводящей аппаратуры. Хотя это отдельная тема для обсуждений, так что не буду на ней останавливаться.


Ясно одно — расширенный динамический диапазон более важен в студийной работе (потом в руководстве пользователя Mackie SR24×4 VLZ PRO я нашел информацию о том, что пульт создавался как для концертной, так и для студийной работы).


Важный плюс этого пульта именно при концертной работе состоит в том, что пре-фейдерные (мониторные) AUX схемотехнически расположены после MUTE, что дает возможность одновременно выключать сигнал не только в канале, но еще и в мониторах во время включения музыкантами инструментов. Однако минус при этом в том, что пре-фейдерный AUX-отбор происходит до EQ, что не совсем хорошо, так как мониторный микс получается «сырым», а если при этом на мониторных линиях нет возможности частотной коррекции, то это превращается в настоящую беду.


Вернувшись в этот момент к Soundcraft и посмотрев структурную схему, я обнаружил, что в Spirit LX7 решение в этом отношении как раз более правильное — в режиме PRE все AUX с 1 по 4 отбирают сигнал после MUTE и после EQ. В Spirit Live 4/2 сделано еще хитрее: у покупателя есть возможность выбора — либо пре-фейдерный AUX-отбор идет до EQ, либо после EQ, так как предусмотрены модифицируемые перемычки-джамперы.


Мастер-секция

Относительно данного вопроса захотелось узнать — как это устроено в Allen&Heath GL220? Оказалось, что по умолчанию пре-фейдерный AUX также правильно отбирается после EQ и MUTE, а для эксклюзивных ситуаций два джампера позволяют сделать это в четырех комбинациях — как перед EQ, так и перед MUTE.


Но вернемся к Mackie. Порадовало то, что в отличие от всех рассматриваемых пультов, у Mackie SR24×4 VLZ PRO кнопка SOLO содержит в себе две переключаемые функции — PFL и SIP (Solo In Place — иначе AFL), — но при этом она работает только при отжатой кнопке MUTE, что не совсем логично. Этот вопрос в Soundcraft решен по-другому — PFL работает при любом положении MUTE, но отсутствует AFL на каналах, впрочем, как и у A&H GL 2200 (функция AFL есть лишь у более дорогих моделей A&H). Ну да ладно, отсутствие AFL — не такая большая беда, на мой взгляд.


Плюсом Mackie так же отметил частоту обрезного фильтра — 75 Гц против 100 Гц у остальных пультов.


Еще один, может быть, надуманный минус Mackie SR24×4 VLZ PRO — 60 мм фейдеры против 100 мм у всех других моделей. Все-таки куда приятнее ощущать более полный ход фейдера.


Но существенным недостатком Mackie явилось отсутствие кнопки отключения эквалайзера. В целом стала видна тенденция к экономии у создателей Mackie SR24×4 VLZ PRO, особенно когда я вдобавок обнаружил совмещение функций сигнализации MUTE и SOLO в одном светодиоде. Интересно, чем объясняется эта разница в цене — $1840 у Mackie и $1670 у Soundcraft Spirit LX7 при больших возможностях? Может быть, зачем-то придуманными эквалайзерами AIR на подгруппах (с центральной частотой 16 кГц), предназначенными для «осветления» звучания.


Панель разъемов

А может быть, Soundcraft экономит на чем-то другом, менее заметном снаружи, но проявляющемся потом?..


Еще большие сомнения относительно серии Spirit посеяли слухи, что у Soundcraft и Spirit принципиально разные подходы к разработке и производству микшерных пультов. Посмотрев на выходные данные английского предприятия в Technical Data на LX7 и Live 4/2, обнаружил надпись — Harman International Industries Limited Cranborne House, Cranborne Industrial Estate, SPIRIT by Soundcraft, Copyright Soundcraft E. & O. E. Кстати, подозреваю, что PFL у всех рассмотренных консолей фиксированные, а жаль. Так как после продолжительной работы в одном из питерских клубов (сейчас уже закрывшемся), где был один старый здоровенный американский пульт, я весьма оценил преимущество не фиксирующихся PFL, работающих при нажатии и отключающихся сразу после отпускания.


Часто слышу высказывания — дескать, вот есть пульты, которые «звучат», а есть, которые «не звучат» и все! Но ведь сам по себе пульт не будет звучать без человека, который к нему «прилагается». И если пульт сам по себе «звучит», то это даже подозрительно, ибо творческой профессии звукорежиссера может наступить конец.


Заключение


Так что же выбрать? Вот в чем вопрос!


Лично я, ради максимальной функциональности при относительно низкой стоимости склонился бы в пользу Soundcraft Spirit LX7, закрыв глаза на возможные огрехи в качестве.


Из-за AUX-комбинации, 4 Mute Group, matrix, phase invert, PFL в нужном месте и коммутационной панели сверху без раздумий взял бы Soundcraft Spirit Live 4/2.


При самых малых габаритах, весе и при первостепенной надобности в этом (частые транспортировки) — идеальный вариант Mackie SR24×4 VLZ PRO.


Заслуженное имя, отработанный дизайн, замечательная полнота функций при проверенном качестве — это, конечно, Allen&Heath GL 2200. Пусть и на $980 дороже и пусть PFL не там, где бы хотелось — ко всему привыкаешь, зато наверняка. Хотя опять настораживает подозрительно низкая цена для Allen&Heath GL 2200, в то время как другие модели стоят на порядок выше, но там и конфигурация сложнее.


А может, взять б/у, в самом деле? За те же деньги куда более серьезную вещь? Опять-таки палка о двух концах, ведь б/у пульт — это своего рода «кот в мешке», никогда точно не узнаешь: кто, где и, главное, как его эксплуатировал, как много внутри копались, что у него заменено, сколько чашек кофе в потенциометры вылилось, сколько сигаретного пепла в фейдеры стряхнули и т. п. В конце концов, я совсем запутался…


Итак, после данного разбора, голова у меня еще больше вспухла, так как это лишь надводная часть айсберга. А что скрывается под панелями, на платах, насколько честны были инженеры-проектировщики, производители, насколько правильно выстроили баланс «цена-качество». Если подробнее расшифровать, то следует подразумевать отношение «цена-качество-функциональность-надежность». В общем, нелегкое это дело — выбирать… Пусть даже не очень широк выбор, но все же шаг ответственный, ведь это будущий спутник-«работяга», и насколько нам с ним будет работать «по душе», настолько всех будет радовать и результат — качество работы звукорежиссера.


Так все-таки, где же ты — пульт моей мечты?!



Источник: Pinspot.RU

16 Августа 2004 /

DJ-пульты фирмы Vestax

Стратегия японской фирмы Vestax – производство ди-джейского оборудования для профессионалов. Это всегда высококачественные приборы, отличающиеся удобством и высокой надежностью. На сегодняшний день существует множество направлений работы ди-джеев. Каждое такое направление накладывает свои требования на применяемую аппаратуру. Поэтому корпорация Vestax разрабатывает свои продукты совместно с лучшими ди-джеями планеты.
читать...(890)

16 Августа 2004 /

DJ-пульты фирмы Stanton

Американская компания Stanton выпускает DJ-пульты в трех сериях: SK (профессиональные DJ-микшеры для винила и dance/house), серия PDJ и серия PRO с предусилителем.
читать...(873)

16 Августа 2004 /

DJ-пульты фирмы SoundLAB

Фирма SoundLAB – известный английский производитель, чьи приборы имеют "чисто английское" звучание.
читать...(874)

16 Августа 2004 /

DJ-пульты фирмы Roland

Описаны диджейские пульты пр-ва Roland.
читать...(868)

16 Августа 2004 /

DJ-пульты фирмы Reloop

Reloop – молодая немецкая фирма, основанная шесть лет назад действующими ди-джеями и музыкантами, "чтобы делать то, на чем самим хотелось бы работать".
читать...(870)

16 Августа 2004 /

Цифровой DJ-пульт Infader фирмы Red Sound

Британская компания Red Sound среди других устройств для ди-джеев выпускает микшерный пульт Infader. Его особенности – модульная конструкция, обеспечивающая возможность аппаратного расширения, и применение цифровой обработки сигнала, существенно расширяющее творческие возможности пользователей.
читать...(871)

16 Августа 2004 /

DJ-пульты фирмы Pyramid

Из всего многообразия DJ-микшеров, выпускаемых фирмой Pyramid, хотелось бы выделить четыре модели, имеющие оптимальный для своего предназначения набор функциональных возможностей при хорошем соотношении цена/качество.
читать...(879)

16 Августа 2004 /

DJ-пульты фирмы Pioneer

Фирма Pioneer является безоговорочным лидером среди производителей пультов для DJ.
читать...(866)

16 Августа 2004 /

DJ-пульты фирмы Phonic

Компания Phonic была основана в 1974 году. Десять лет назад Phonic наладила производство микшеров и усилителей, и в настоящее время компания может гордиться собственными разработками оборудования для концертов, дискотек, звукозаписи, радиовещания, домашнего прослушивания, MIDI и PC-совместимых систем и т.д. Рассмотрим некоторые модели DJ-микшеров, выпускаемые Phonic.
читать...(879)

...