Статьи

20 Сентября 2004 /

Сценические микрофоны компании AKG


Компания AKG выпускает очень большое количество микрофонов. Поэтому не обо всех моделях будет рассказано - в стороне останутся недорогие микрофоны.


Все сценические микрофоны можно разделить на три группы: вокальные, инструментальные и для озвучивания сцены. Такое разделение достаточно условно, потому что некоторые модели являются настолько универсальными, что относятся к двум или даже ко всем трем указанным группам. В нашей стране это особенно актуально - ведь достаточно дорогая модель может, благодаря своей многофункциональности, заменить сразу несколько микрофонов.


Вокальные микрофоны


Ручные микрофоны









Начнем с динамического микрофона D 880, который входит в серию Emotion и предназначен для вокала и бэк-вокала. В нем применяется неодимовый магнит, обеспечивающий высокий уровень выходного сигнала, то есть большую чувствительность микрофона. АЧХ оптимизирована для передачи вокала, поэтому при использовании этого микрофона эквалайзер применяется крайне редко. Капсюль заключен в стальную решетку для предотвращения механических повреж-дений, очень вероятных при работе микрофона на сцене. Суперкардиоидная характеристика направленности обеспечивает хорошую устойчивость к возникновению обратной связи.


Изготовители учли все, чтобы D880 работал без помех, - прочная конструкция корпуса, двойная защита от посторонних шумов, встроенная ветроза-щита для смягчения взрывных звуков. Модель выпускается в двух версиях: с выключателем и без.


В этой же серии Emotion имеется и конденсаторный микрофон - C 900. В 2002 году он получил премию ТЕС. И неудивительно - в нем применяется запатентованная техника изготовления электрода: неподвижная обкладка преобразователя представляет собой мембрану из фольги с золотым напылением, впрессованную особым способом в специальную пластиковую подкладку. Таким образом достигается исключительно гладкая поверхность мембраны, обеспечивающая ровную частотную характеристику и частотно-независимую кардиоидную направленность микрофона. Благодаря этому микрофон отличается очень высоким порогом самовозбуждения - его можно использовать практически в любых сценических условиях.


Для повышения четкости и разборчивости звука можно работать со специальной насадкой РВ 1000, обеспечивающей подъем АЧХ на 3…4 дБ в области 5…13 кГц.









Также рекомендуется применять этот микрофон и вместе с системами персонального мониторинга.


Серию Tri-Power открывает динамическая модель D 3700. Ее АЧХ оптимизирована для использования с вокалом - небольшой подъем в области 3…15 кГц обеспечивает "заметность" голоса даже в плотном миксе. Гиперкардиоидная характеристика направленности позволяет применять этот микрофон в сложных условиях, в том числе и вблизи громких сценических мониторов без опасности "заводки". Этому способствует также и фирменный преобразователь с неодимовым магнитом, отличающимся повышенной магнитной проводимостью. Микрофон очень удобен в туровой деятельности, так как оснащен специальной внутренней подвеской, а корпус обладает повышенной прочностью.







Динамический D 3800 отличается от предыдущей модели расширенным частотным диапазоном и наличием системы MMS (Moving Magnet Suspension), которая значительно уменьшает нежелательные механические шумы.







Серия Tri-Power содержит и конденсаторный вокальный микрофон C 5900. Он сочетает в себе детальность передачи вокала, присущую лучшим студийным микрофонам, низкий уровень шума, прочный корпус и высокий порог возникновения обратной связи, столь необходимый для использования в концертной деятельности. Каждый нюанс вокала передается с непревзойденной точностью благодаря очень тонкой мембране с золотым напылением.


Микрофон оснащен переключателем, с помощью которого можно выбирать крутизну наклона АЧХ в области низких частот, либо оставлять АЧХ ровной, таким образом регулируя уровень эффекта близости.


Капсюли этих трех моделей серии Tri-Power заключены в специальные прочные "корзины" для дополнительной защиты внутренних элементов от внешних воздействий.







Конденсаторный микрофон C 535 ЕВ с кардиоидной характеристикой направленности может использоваться в качестве и вокального, и инструментального. Он обеспечивает детальную передачу звука и отличается повышенной прочностью. Для удобства работы с микрофоном его вес равномерно распределен по всей длине корпуса, поэтому вокалист не отвлекается на то, как ему лучше держать микрофон, что может отразиться на качестве исполнения. С помощью переключателя регулируется крутизна среза НЧ-фильтра.







Микрофон C 1000 S отличается своей универсальностью. Во-первых, можно выбирать характеристику направленности - кардиоидная или гиперкардиоидная, в зависимости от того, в каких условиях будет использоваться микрофон. Во-вторых, в том случае, если не обеспечено фантомное питание от пульта или микрофонного предусилителя, то питание может осуществляться от внутренней батарейки 9 В. А ведь мало ли что может случиться в гастрольной деятельности!


Для повышения разборчивости сигнала можно использовать насадку РВ 1000, которая увеличивает на 3 дБ сигнал в области 5…9 кГц.








Следующие три модели хоть и считаются студийными, их с успехом можно применять и на сцене. Речь идет о широкомембранных конденсаторных микрофонах C 2000 B, C 3000 B и C 4000 B.


Для кардиоидного C 2000 B характерны высокая чувствительность и очень низкий уровень собственных шумов. С помощью переключаемого НЧ-фильтра сводится к минимуму эффект близости, также микрофон оснащен и аттенюатором (-10 дБ).







Модель C 3000 B рекомендуется использовать в тех случаях, когда важен такой параметр, как устойчивость к возникновению акустической обратной связи. Благодаря переключаемому фильтру, можно обрезать частоты ниже 500 Гц, крутизна спада АЧХ составляет 6 дБ/октава.







Кстати, C 3000 B был принят в качестве базового для технологии микрофонного моделирования COSM фирмы Roland.


В микрофоне C 4000 B можно выбирать характеристику направленности не из двух, а из трех(!) вариантов: ненаправленная, кардиоидная и гиперкардиоидная. Модель отличается очень широким динамическим диапазоном и предельно низким уровнем собственных шумов. НЧ-фильтр обеспечивает срез частот ниже 100 Гц с крутизной 12 дБ/октава.












 
 


Петличные микрофоны


С 417 представляет собой профессиональный миниатюрный конденсаторный петличный микрофон с всенаправленной диаграммой направленности. Широкий частотный диапазон и гладкая АЧХ обеспечивают ясность и натуральность звучания голоса. Эту модель можно применять в различных ситуациях - и в театральной деятельности, и в вещании. Она считается одной из самых миниатюрных во всем мире.









Ненаправленная петличка СК 77 является настолько популярной моделью, что широко используется со многими радиосистемами даже других производителей. Правда, для этого владельцам приходится отрезать "родной" разъем и напаивать подходящий для их радиосистемы. Чтобы облегчить их участь, компания AKG выпускает версию этого микрофона без разъема.


СК 577 отличается от СК 77 сопротивлением, цветом, разъемом (XLR) и наличием адаптера фантомного питания.


Чем же объяснить такую популярность? В микрофонах используются капсюли с двойной диафрагмой для избежания кабельного шума, для дополнительной защиты от влажности применяется antidrop-кольцо, а специальная насадка РВ 77 обеспечивает небольшой подъем в области 10 кГц.







Петличка СК 97 выпускается в двух версиях: с всенаправленной и кардиоидной диаграммами направленности. Для того, чтобы подчеркнуть голос исполнителя, АЧХ имеет небольшой подъем около 8 кГц. Миниатюрные капсюли соединены трехметровым кабелем с разъемом "байонет", для их питания используется предусилитель SE 300 B, в котором предусмотрен обрезной НЧ-фильтр (75 Гц) и аттенюатор на -10 дБ.


Головные микрофоны


Для точной передачи всех нюансов вокала или речи больше всего подходят головные микрофоны, ведь в этом случае преобразователь находится непосредственно у рта.


Модели С 420 и С 477 с помощью удобного и незаметного оголовья крепятся на голове исполнителя.







С 420 идеально подходит для вокалистов, поющих клавишников, ударников, гитаристов, танцоров, а также для инструкторов по аэробике. Этот конденсаторный микрофон имеет широкий динамический диапазон, который способствует передаче голоса любой громкости: от самого тихого до очень громкого.


Модель С 477 по своим характеристикам не уступает СК 77, только капсюль находится на небольшом гибком креплении, который в свою очередь соединен с оголовьем.







Инструментальные микрофоны


Многие модели микрофонов, опять же в силу своей универсальности, используются для озвучивания различных типов инструментов. Поэтому, чтобы не запутаться в классификации, будем рассматривать их в очень простом порядке - от наиболее дешевого к самому дорогому.


В динамическом кардиоидном микрофоне D 770 применены запатентованная диафрагма Varimotion и неодимовый магнит, в совокупности обеспечивающие высокий уровень выходного сигнала. Эта модель отличается прочной конструкцией и повышенной защитой от механического воздействия, поэтому она считается "самой выносливой", что немаловажно в гастрольной деятельности.











Динамический микрофон D 440 предназначен для работы с барабанами, гитарными усилителями, духовыми музыкальными инструментами и т.д. В нем тоже используются диафрагма Varimotion и неодимовый магнит. Кардиоидная характеристика направленности позволяет снимать звук, идущий непосредственно от инструмента, а не со всех сторон. В комплект входит универсальный зажим, позволяющий укреплять микрофон на любом инструменте.


Модель D 550 ничем не отличается от D 440, кроме как расширенным частотным диапазоном в области НЧ. Микрофон идеален для использования с басовыми инструментами: большим барабаном, тубой, тромбоном и т.д., а также с басовыми усилителями. Обе эти модели имеют прочную защитную решетку, под которой находится ветрозащита из специальной ткани, эффективно предотвращающая нежелательные шумы.


Миниатюрный микрофон D 409 используется с духовыми, барабанами и перкуссией. Так как он является динамическим микрофоном, то не требует фантомного питания.


Капсюль закреплен на невысокой "гусиной шее", благодаря которой происходит точное снятие звука сразу от источника. Ровная АЧХ обеспечивает неокрашенную передачу сигнала. Характеристика направленности - гиперкардиоидная. Микрофон крепится на инструменте с помощью удобной прищепки.








Еще один миниатюрный микрофон - C 411 - предназначен для работы со струнными музыкальными инструментами (акустическая гитара, мандолина, скрипка и т.д.). Он устанавливается на подставку или рядом с ней. На звучание инструмента микрофон не оказывает никакого влияния - его вес составляет всего 18 г. "Начинка" C 411 также не привносит искажений в снимаемый сигнал, так как модель имеет ровную АЧХ. Микрофон - конденсаторный, поэтому ему требуется фантомное питание.








Конденсаторный миниатюрный микрофон C 416 на небольшой "гусиной шее" применяется для снятия звука аккордеонов, гитарных усилителей, пианино и клавишных. Для его крепления на корпуса всех этих инструментов предусмотрено специальное удобное приспособление, позволяющее быстро устанавливать или же снимать микрофон. А с помощью особого зажима можно укреплять C 416 даже на кларнете. Благодаря дополнительной защите от механических воздействий, шум от ударов по клавишам сводится к минимуму.









Частотная характеристика микрофона-"прищепки" C 418 оптимизирована для работы с различными ударными инструментами. Положение микрофона, точнее угол его наклона, можно регулировать для достижения наиболее точного звукосъема, а гиперкардиоидная характеристика направленности позволяет избавляться от нежелательных звуков, поступающих с разных сторон, в том числе и от соседних барабанов. Предусмотрена противоударная защита капсюля.







В модельном ряду AKG имеется и гиперкардиоидный микрофон на "прищепке", предназначенный для духовых инструментов - C 419. С помощью удобного зажима он устанавливается на раструбе саксофона, трубы, тромбона, тубы и т.д., а небольшая "гусиная шея" обеспечивает оптимальное положение капсюля. Микрофону требуется фантомное питание.


Для озвучивания тарелок компания AKG выпускает недорогую модель С 430, которая используется и как overhead-микрофон. Благодаря своим компактным размерам, С 430 почти незаметен на сцене. Его частотная характеристика не привносит искажений, поэтому звучание ударной установки остается натуральным и естественным. Рекомендуется применять этот микрофон на открытых площадках.







Эталоном для работы с басовыми инструментами и, в особенности с большим барабаном, по праву считается широкомембранный микрофон D 112. Он способен выдерживать высокие уровни звукового давления - вплоть до 160 дБ! Его используют не только на сцене, но и в студии. Небольшой подъем частот ниже 100 Гц, который достигается с помощью специально разработанной диафрагмы, придает звучанию полноту, а небольшой пик в области 4 кГц позволяет выделить сигнал даже из плотного микса, причем без эквалайзера.









Также для большого барабана хорошо подходит и микрофон С 547 BL, который устанавливается на полу и не бросается в глаза. Он обладает ровной АЧХ, поэтому звук передается без искажений, к тому же гиперкардиоидная характеристика направленности позволяет снимать звук только нужного барабана, без примеси звучания соседних. Так как микрофон располагается на полу, то в нем предусмотрен обрезной НЧ-фильтр (150 Гц, 12 дБ/октава), значительно уменьшающий шумы от шагов и т.д.


Этот микрофон идеально подходит для озвучивания восточных музыкальных инструментов, которые располагаются на полу.


Микрофон С 451 В имеет интересную судьбу - он был снят с производства, но по многочисленным просьбам производство этой модели снова было налажено, причем совсем недавно. Что же особенного в этом микрофоне? Во-первых, он отличается исключительно гладкой АЧХ. Во-вторых, микрофон имеет очень прочный металлический корпус, который защищает преобразователь от внешних воздействий. В-третьих, предусмотрены два трехпозиционных переключателя: обрезной НЧ-фильтр (75 и 150 Гц) и аттенюатор (-10/-20 дБ). Поэтому его можно использовать практически в любых условиях.









С 451 В применяется для работы с ударными установками (и с тарелками, и в качестве overhead-микрофона), перкуссией, акустической гитарой и др.


Ламповый микрофон студийного качества SolidTube имеет относительно невысокую стоимость, поэтому его "не жалко" применять и на сцене. Он имеет большую диафрагму, обеспечивающую ровную частотную характеристику во всем диапазоне 20 Гц…20 кГц. Благодаря кардиоидной характеристике направленности, микрофон используется для озвучивания широкого ряда музыкальных инструментов. Модель славится своим натуральным, "теплым" звучанием и низким уровнем собственных шумов.


На входящем в комплект блоке питания имеется переключатель заземления, позволяющий быстро избавляться от нежелательных помех. Также в комплект входит держатель типа "паук".


Отдельной группой стоят широкомембранные микрофоны.


Про некоторые из них уже упоминалось в разделе, посвященном вокальным микрофонам - C 1000 S, C 2000 B, C 3000 B и C 4000 B. Кроме вокала, они используются и со всевозможными музыкальными инструментами, в том числе и с такими сложными, как рояль.


При работе с C 1000 S для повышения разборчивости сигнала можно использовать насадку РВ 1000, которая поднимает АЧХ на 3 дБ в области 5…9 кГц.


Остальные три модели выдерживают высокие уровни давления, поэтому они идеально подходят для озвучивания громких инструментов.


Классикой среди широкомембранных микрофонов считается модель С 414 В-ULS. Этот конденсаторный микрофон с переключаемой характеристикой направленности (кардиоида, гиперкардиоида, всенаправленная и "восьмерка") используется во всем мире. Его можно применять для работы с роялем, перкуссией и другими музыкальными инструментами со сложным спектром.


Двойная диафрагма с золотым напылением в сочетании с электроникой, применяемой в серии Ultra Linear, обеспечивают исключительно равномерную АЧХ по всему частотному диапазону. Динамический диапазон составляет 126 дБ благодаря очень низкому уровню собственных шумов и высокой перегрузочной способности. Микрофон оснащен переключаемым НЧ-фильтром (75 и 150 Гц) и аттенюатором (-10/-20 дБ).







Модель С 414 В-TL II также имеет четыре характеристики направленности. Его отличия от предыдущей модели состоят в следующем:



  • этот микрофон воссоздает легендарное звучание популярного AKG C 12;

  • он имеет бестрансформаторный выход для правильной передачи низких частот.


В комплекты к обеим моделям входят держатели-"пауки" и ветрозащиты.


Эти микрофоны очень хорошо себя зарекомендовали не только в студии - в райдерах зарубежных исполнителей зачастую можно увидеть микрофон С 414, а некоторые маститые музыканты даже отказываются выступать "вживую" без них.







Наконец, самый дорогой среди инструментальных микрофонов - стереомикрофон С 426 B. Капсюли содержат двойные диафрагмы с золотым напылением и легко поворачиваются друг относительно друга. Микрофон может применяться для различного типа стереозаписи: и X/Y, и M/S. С помощью дистанционного устройства управления бесшумно выбирается одна из девяти(!) характеристик направленности для каждого капсюля. Микрофон предназначен для озвучивания медных духовых, струнных инструментов и рояля.


Микрофоны для озвучивания сцены


Одним из основных требований, предъявляемых к микрофонам, которые предназначены для озвучивания сцены, является их незаметность для зрителя. Микрофоны прячут где только можно - и на потолке, и на полу, и на одежде, даже ухитряются на самом лице исполнителя, сделав его невидимым, добившись минимальных размеров и окрасив в телесный цвет!








Подвесные микрофоны


Компания AKG выпускает несколько типов микрофонных капсюлей, которые закрепляются на подвесном модуле НМ 1000 с десятиметровым кабелем и встроенным адаптером фантомного питания.


Такая модульная система очень удобна, особенно для применения в театральной деятельности. Специальный подвес сочетает в себе достаточную для фиксации микрофона жесткость и гибкость, необходимую для того, чтобы капсюль можно было установить в оптимальное положение для наилучшего звукосъема.







Предусмотрено пять моделей: три внешне похожих - СК 31, СК 32 и СК 33 - с различными чувствительностью и характеристиками направленности, и две гиперкардиоидные "пушки" - СК 47 и СК 80. Производитель рекомендует подвешивать микрофоны на определенных для каждого капсюля расстояниях.


Поверхностные микрофоны


Поверхностные микрофоны широко используются для озвучивания сцены в тех случаях, когда на ней находится большое количество актеров или исполнителей.


В модели С 547 BL, о которой уже упоминалось, предусмотрена антивибрационная защита от многочисленных прыгов и скоков, столь часто имеющих место в спектаклях и представлениях. Микрофон также отличается противоударной защитой, чтобы предотвратить искажения, если исполнитель на него случайно наступит.







Более дешевым вариантом является модель С 680 с кардиоидной характеристикой направленности.


Микрофоны-"пушки"


Этот тип микрофонов должен иметь очень узкую направленность и высокую чувствительность. Такие требования могут предъявляться только к конденсаторным микрофонам.







С 568 В представляет собой короткую "пушку". В прочном корпусе содержится также и предусилитель. При частотах ниже 500 Гц микрофон имеет гиперкардиоидную характеристику направленности, которая с повышением частоты становится все более и более узкой. Обрезной фильтр (120 Гц, 12 дБ/октава) позволяет избавиться от нежелательных низкочастотных шумов. В корпусе предусмотрены вентиляционные отверстия.









Модель CK 69 ULS интересна тем, что можно менять длину "пушки" - либо короткая, либо длинная. В первом случае микрофон работает на близких расстояниях и используется в основном для интервью в шумном помещении, а вот длинная "пушка" замечательно подходит для озвучивания сцены. Она имеет очень узкую направленность.









Капсюли CK 69 ULS работают с предусилителем С 480 В, который отличается предельно низким уровнем собственных шумов. Он имеет переключатель уровня сигнала (+6/0/-10 дБ) и НЧ-фильтр (70 и 150 Гц).













SE 300 B
 


Короткая "пушка" СК 98 с предусилителем SE 300 B широко применяется в театрах. Она устанавливается либо на потолке, либо на краю сцены, у рампы. Благодаря широкому частотному диапазону, высокой чувствительности и узкой направленности, эта модель используется даже при шумных сценах спектакля.


Микрофоны для хора (общий план)








К этой группе микрофонов снова можно отнести широкомембранные модели - С 2000 В, С 3000 В, С 4000 В, С 414 В-ULS, С 414 В-TL II и стереомикрофон С 426 B. Об их характеристиках уже упоминалось, поэтому можно отметить только то, что лучшего варианта для озвучивания хора просто нет.



Источник: Pinspot.RU

20 Сентября 2004 /

Сценические микрофоны

Создание звукоусилительной техники связано с двумя фундаментальными изобретениями конца 10-х…начала 20-х годов: электронными лампами и динамическими громкоговорителями. Именно эти приборы позволили усиливать и преобразовывать электрический сигнал звуковой частоты в мощное акустическое излучение. Примерно в это же время акусто-механическая (рупорная) звукозапись уступила место электромеханической (микрофонной) - да, в конце звукозаписывающего тракта по-прежнему стояла игла, нарезающая восковой диск, но в начале тракта находилась уже не механическая мембрана, а механо-электрический преобразователь - микрофон.
читать...(883)

2 Сентября 2004 /

Концертные и мониторные микшеры - сравнительный обзор

Cуществует множество типов микшерных пультов: концертные, студийные, театральные, радиотелевизионные и т.д. и т.п. Однако, несмотря на их разнообразие, в конструкциях всех микшеров есть немало общих черт. Любой пульт (кроме, пожалуй, мониторных - но о них отдельный разговор) содержит, как минимум, входные ячейки и мастер-секцию. Но этого далеко не всегда достаточно, особенно при работе с большим числом источников сигналов. Поэтому, по мере усложнения условий работы, и были изобретены многие дополнительные устройства: подгруппы, "посылы" (aux), разрывы (insert), и многое другое.
читать...(927)

2 Сентября 2004 /

Концертные и мониторные микшеры компании Allen&Heath

Самая популярной серией микшерных пультов компании Allen&Heath является серия GL, в которую входят модели GL2200, GL3300 и GL4000. Все консоли этой серии могут использоваться и как FOH-, и как мониторные микшеры. В случае применения пультов в качестве мониторных меняется конфигурация мастер-секции.
читать...(880)

2 Сентября 2004 /

Микшерная консоль Aztec компании Audient

Консоль Aztec разработана для применения на "живых" представлениях, причем в равной степени и для мобильной работы, и для стационарных инсталляций. В ней сочетаются качество звука и функциональные возможности, присущие устройству высокого класса. Консоль имеет облегченную и жесткую конструкции корпуса.
читать...(873)

2 Сентября 2004 /

Концертные и универсальные

Типичное расписание рабочей недели музыканта выглядит так: сегодня концерт, демозапись завтра, следом - репетиция перед концертом, "живая" запись новой программы и т.д. Теоретически для проведения каждого из этих мероприятий требуется отдельный микшерный пульт. Учитывая профессиональные нужды музыкантов, компания Behringer создала несколько серий микшерных пультов, функциональные возможности которых позволяют использовать их как основные или мониторные в концертной деятельности, а также для звукозаписи.
читать...(871)

2 Сентября 2004 /

Микшерные консоли компании Cadac Electronics

Компания Cadac разрабатывает и производит микшерные консоли с 1968 года - от ранних моделей для записывающих студий и радиостанций и до самых последних, предназначенных для "живой" работы. Все они широко известны по многочисленным студийным записям и пластинкам, мировым турне знаменитых групп и нашумевшим театральным инсталляциям.
читать...(880)

2 Сентября 2004 /

Микшерные пульты фирмы Dynacord

Несмотря на небольшие размеры и вес, микшер-усилитель MP7 Entertainment System имеет особенности, присущие профессиональным пультам, например, разъемы XLR для подключения микрофонов, фантомное питание, кроссфейдеры и два цифровых процессора эффектов.
читать...(872)

2 Сентября 2004 /

Концертные и мониторные микшеры Innova SON

Компания Innova SON была создана в 1993 году двумя братьями - Филиппом и Кристианом Ройер. Здесь впервые в мире была создана полная цифровая система, специально спроектированная для работы с "живым" звуком. Инженер-разработчик Филипп Ройер долгое время разрабатывал цифровые системы обработки и многоканальные системы передачи цифровых данных для радиовещания.
читать...(872)

2 Сентября 2004 /

Концертные и мониторные микшеры Mackie

Все пульты серии VLZ PRO имеют микрофонные предусилители с расширенным динамическим диапазоном и следующими характеристиками: регулировка усиления в пределах 0…60 дБ, динамический диапазон 130 дБ, уровень сигнала с линейного входа максимум +22 дБ, искажения менее 0,005% (20 Гц…20 кГц). Низкий уровень шума микшеров серии VLZ PRO достигнут в основном за счет очень низкого полного сопротивления VLZ-схем. Но при снижении сопротивления необходимо питать контуры большим током. Поэтому микшеры оснащены стабильными импульсными блоками питания.
читать...(875)

...