Статьи

29 Октября 2004 /

HK Cohedra Линейные массивы второго поколения


Малые линейные массивы — это «писк» современной «акустической моды». Малые массивы — это квинтэссенция современных знаний о физике линейных источников звука. Знания эти уже настолько локализованы, что в них не осталось места ничему лишнему (видимо, поэтому все новинки в области линейных массивов внешне похожи друг на друга, как близнецы-братья). Возможно, схожа и концепция, но вот исполнение во многом отлично.


Cohedra означает Coherent dynamic response array (и является зарегистрированной торговой маркой). Новый продукт НК Audio на рынке профессионального турового и инсталляционного оборудования — это линейный массив, созданный по последнему слову науки и техники.


Не большое отступление в сторону «родословной» Cohedra и марки НК в целом.


Все началось в середине семидесятых годов прошлого столетия, когда немец Лотар Штамер решил заняться производством систем звукоусиления. Мотивация такого поступка была очень простой — его не удовлетворяла продукция, предлагавшаяся на рынке того времени. В 1979 г. Штамер основал компанию Stamer Musikanlagen («Музыкальные системы Штамера») и приступил к выпуску систем собственной разработки. Свое продвижение на рынок Штамер начал с производства больших рупорных систем, которые вскоре стали пользоваться популярностью среди немецких туровых компаний.



Субвуфер CDR 210 Sub
Компонент массива CDR 208

В 1984 г. предприятие Штамера вышло на новый рубеж — было принято решение о создании новой компании, отвечающей всем канонам большого бизнеса. В рамках программы реорганизации деятельности Stamer Musikanlagen на свет появилась торговая марка Hughes&Kettner, которая стала завоевывать позиции на территории европейского рынка. Первым продуктом в новой истории компании стал компактный (по тем временам) широкополосный кабинет Qх4, созданный с применением инновационных технологий и обладавший смелым выразительным дизайном. Qх4 мгновенно стал хитом продаж, а идеи, заложенные в его конструкции, во многом отвечали требованиям уже следующего поколения РА-систем. В течение 1985 г. производство Qх4 расширялось, а также Hughes&Kettner выпустил первый в мире цифровой гитарный усилитель со встроенным процессором эффектов AS64.


Параллельно с этим позиции укреплялись и на рынке акустических систем. Новым направлением (и снова успешным) стало производство мобильных звукоусиливающих комплектов. На рынке больших туровых систем в скором времени появилась серия PS-1, дебютировавшая одновременно с новым брэндом HK Audio в 1989 г. Сегодня компания Штамера, расположившаяся в небольшом городке Санкт-Вендель, является владельцем трех брэндов: HK Audio (системы звукоусиления), Hughes&Kettner (гитарные и басовые усилители, а также ламповые гитарные преампы) и MindPrint (приборы обработки). В Stamer Group также входят подразделения Stamer Musikanlagen GmbH (исследование и разработка) и Music&Sales (маркетинг и дистрибьюция).


Ни у Hughes&Kettner, ни у HK Audio никогда не было проходных моделей. Такова, видимо, политика компании — не гоняться за всем, что может принести быстрый успех, а спокойно и обдуманно вести свои дела, выпуская на рынок только те модели, у которых есть гарантированные шансы «взять джекпот». Так было и с QX4, и с AS64, — мобильной серией активных акустических систем. Очевидно, то же самое ждет и новинку Cohedra.


Миф о Cohedra

Дальнобойный массив для открытых пространств

На рынке линейных массивов уже несколько лет наблюдается нешуточная борьба, лидеры меняются практически каждый год, вспыхивают и закатываются звезды, но фирма HK Audio все это время оставалась в стороне, не проявляя вроде бы к этой теме совершенно никакого интереса. Однако интерес, на самом деле, был. Первый линейный массив у HK Audio, действительно, появился довольно поздно, когда многие компании уже накопили в этом деле большой опыт, а через конвейер прошла уже не одна модель линейных массивов. Но это вовсе не означало, что все это время HK не интересовалась темой линейных массивов. Все это время, избегая суеты рыночных баталий, команда HK Audio вела кропотливую работу, наблюдая за потенциальными конкурентами, анализируя их достижения и ошибки, производя одновременно с этим свои изыскания в области физики линейных массивов.


А тема эта — весьма и весьма запутанная. С одной стороны — физика изучена уже достаточно, разработано большое количество средств компьютерного моделирования, а в процессе взаимодействия акустики линейных массивов и окружающей среды уже не осталось белых пятен. С другой стороны, до сих пор нет ответа на вопрос: почему одним компаниям удается выпустить на рынок достойный продукт, тут же становящийся эталонным образцом, а другие, исчерпав свои исследовательские ресурсы, выбрасывают на рынок полусырые решения? Но даже ответа на этот вопрос для успешного прорыва в сегмент линейных массивов было бы недостаточно. В таких случаях добиться успеха можно, лишь предугадав ход дальнейшего развития области, и, таким образом совершив рывок, выйти на один уровень с лидерами.


HK Cohedra на концерте Deep Purple

Не секрет, что каждые несколько лет в профессиональном оборудовании происходит качественный скачок. Происходит он благодаря новым решениям, меняющим качество продукта на уровне концепции. В системах Line Array этот скачок стал назревать пару лет назад. Именно в это время специалисты HK Audio и включились в гонку. На разработку принципиально новых моделей уходит немало времени. У HK Audio на создание Cohedra ушло два года, а исследования в области линейных массивов длились семь лет.


По конструкции Cohedra относится к массивам, уже получившим название «бабочка» за характерную конфигурацию. Такая компоновка системы продиктована законом распространения когерентных волн. Как уже было сказано выше, в физике линейных источников звука уже не осталось загадок, но вот только формулу идеальной акустической системы каждый ищет сам. На HK Audio пришли к выводу, что основополагающим моментом в формировании когерентной волны является взаимное расположение источников звука. Расстояние между соседними излучателями находится в прямой зависимости от частоты, которую они воспроизводят. Эта зависимость сложная, из нее проистекает и взаимодействие частотных диапазонов, и проявление эффекта гребенчатого фильтра, и диаграмма направленности.


Одним словом, от того, как точно рассчитано взаимное расположение источников звука в соотношении с воспроизводимой частотой, зависит, насколько сбалансированной получится система в целом. Это правило распространяется, кстати, не только на излучатели высоких, средних и низких частот, но и на басовые кабинеты, поэтому в описании системы Cohedra приводятся подробные расчеты взаимного расположения низкочастотных кабинетов, которые не рекомендуется ставить сплошной стеной. Cohedra получилась очень гибкой системой. Конфигурация кластеров может содержать до 24 кабинетов с каждой стороны (конфигурация 2 x 24). Стандартной конфигурацией является 2 x 12, а минимальной 2 x 4. Теоретически количество кабинетов в каждом кластере не ограничено, но трудно себе представить мероприятие, где конфигурация 2 x 24 оказалась бы недостаточной.


Cohedra позиционируется HK Audio как туровый линейный массив, обладающий высококачественным звуком. На первый взгляд, такое утверждение выглядит достаточно наивным, но не стоит забывать, что туровые системы чаще всего представляют собой некий компромисс между качеством и возможностями. Так, например, известно, что акустические системы прямого излучения обладают более качественным звуком, но их применение на больших площадках нецелесообразно, поскольку энергии прямого звука будет недостаточно для прострела большого расстояния. Рупорные же системы, напротив, обладают хорошей звуковой энергией на больших расстояниях, но в результате физических свойств рупора теряют в качестве звучания в сравнении с прямым излучением. Это обстоятельство уже давно стало нормой, поскольку никакой альтернативы рупорам не было.


Все изменилось с появлением линейных массивов второго поколения, ярким представителем которого и является Cohedra. В Cohedra использован ряд новшеств, которые коснулись как самой конструкции кабинетов, так и систем контроля и управления звуком. Формула басовых кабинетов Cohedra — 2 x 10". Общепринято, что в туровых системах используются динамики большего диаметра, но, проведя тщательное сравнение с динамиками диаметром 18", создатели Cohedra пришли к выводу, что у 10-дюймовых динамиков, во-первых, быстрее атака и спад, что позволяет получить более натуральный звук и динамику, во-вторых, необходимое для воспроизведения когерентной волны расстояние между 10-дюймовыми динамиками меньше. Соответственно звуковое поле такого кабинета, в сочетании с нулевым раскрытием в вертикальной плоскости, позволяет получить узконаправленный звуковой поток с большой энергией.


Конструкция широкополосных кабинетов также обусловлена физикой когерентной волны. Низкочастотные неодимовые 8-дюймовые динамики заключены в резонансную камеру, активной частью которой является специальная металлическая панель, установленная на месте привычной решетки. Эта камера получила название компрессионной. Динамик, расположенный в ней, работает в bypass-режиме, а специальная конструкция рупора позволяет не только идеально сориентировать излучатели друг относительно друга, но и получить большую энергию воспроизводимого звука. Высокая частота воспроизводится полуторадюймовым драйвером B&C с акустической линзой. Это запатентованное решение позволяет формировать когерентную волну даже на высоких частотах.


Сервис от HK Audio

Для облегчения расчетов в комплекте с Cohedra предлагается специальная компьютерная программа. Она моделирует системы размером до 32 кабинетов в каждом кластере. Программа рассчитывает вес кластера и параметры необходимого подвесного механизма, рассчитывает кривую кластера, акустическое давление для каждой точки зала, диаграмму распространения частот, включая низкие частоты, и помогает высчитать оптимальное расположение акустических систем для конкретного зала, включая случаи, когда приходится располагать кабинет не в подвешенном состоянии, а на полу. Отдельно рассчитывается басовая составляющая системы, а также необходимое количество низкочастотных кабинетов и их взаимное расположение.


Помимо этого, программа может просчитывать залы со сложной конфигурацией (например, залы с балконами или нестандартным подъемом пола). В финальной стадии работы программа выдает еще и суммарный вес оборудования, и его общие транспортировочные габариты, а при расчетах звукового давления может учесть мощность систем, стоящих на backline-позиции.


Cohedra поставляется с собственными контроллерами. Решение разрабатывать для Cohedra свой контроллер было принято после детального изучения большинства распространенных моделей. Большинство контроллеров снабжены дистанционным управлением, кроссовером, эквалайзером и лимитером, который защищает акустические системы и электронику от перегрузок, но ни один из них не работает с фазой сигнала напрямую. Между тем, по мнению разработчиков Cohedra, только фазовая коррекция позволяет добиться натурального звучания. Устройство, позволяющее производить коррекцию фазы сигнала, получило название Firfilter. Также контроллер Cohedra снабжен совершенно новой системой защиты от перегрузок.


Таким образом, можно составить массив размером до 24 кабинетов, а в исключительных случаях его можно нарастить до 32. Вес каждого кабинета составляет 30 кг. На выставке демонстрировался массив конфигурации 2 x 4. При этом оба кластера были объединены в один, а низкочастотные кабинеты составлены в один кластер. В процессе доводки Cohedra прошла всестороннюю «обкатку»: новый массив работал в реальных условиях и на открытом празднике классической музыки, и на хипхоп-фестивале, и даже на концерте Deep Purple.


Программная мощность каждого кабинета Cohedra CDR 208 составляет 1000 Вт, номинальная — 500 Вт, импеданс 8 Ом.


Частотный диапазон 88 Гц…16 кГц (+3 дБ).


Чувствительность 108 дБ, SPL 146 дБ.


Корпуса кабинетов изготовлены из балтийской березы и покрыты черной акриловой краской.


Низкочастотный кабинет CDR 210 sub имеет номинальную мощность 600 Вт, программную — 1200 Вт.


Нижняя воспроизводимая частота — 47 Гц.


Чувствительность 98 дБ, SPL — 142 дБ.


Материал корпуса — балтийская береза, с акриловым покрытием черного цвета.



Источник: Pinspot.RU

29 Октября 2004 /

X-Line Сompact от компании Electro-Voice

Созданная ранее серия X-Line предназначена для работы в огромных аудиториях. Новая серия акустических систем X-Line Compact (XLС) предназначена для применения в залах и стадионах любых размеров, обеспечивает превосходное качество звучания, отличается компактными размерами, легкостью в монтаже и транспортировке.
читать...(823)

29 Октября 2004 /

Линейные массивы компании Dynacord

Системы линейных массивов от Dynacord — это прославленные комплекты Cobra и Cobra 4, выпущенные в 2002…2003 г. При их разработке компания поставила себе целью создание линейных массивов нового типа — компактных и экономичных, поскольку традиционные системы были слишком дорогими и крупногабаритными для использования в небольших помещениях. Таким образом и появилась сверхкомпактная Cobra, главные достоинства которой: небольшой размер и вес, простота сборки и эксплуатации и разумная цена при отличном качестве звука.
читать...(821)

29 Октября 2004 /

Линейный массив нового поколения TARGET от фирмы Duran Audio

Больше не нужно «глушить» звуком людей, находящихся в ближней зоне партера, чтобы получить достаточный уровень звукового давления для зрителей в дальней зоне.
читать...(832)

29 Октября 2004 /

Линейные массивы компании d&b

Теория линейных массивов занимает в настоящее время умы всех производителей профессионального звукового оборудования, и каждый из них утверждает, что лишь он понимает, в чем смысл построения линейного массива и зачем все это нужно. Какие только чудесные свойства линейных массивов не освещались в прессе за последние годы! Прямо панацея от всех звуковых бед! Один из немецких журналов восклицал после Франкфуртской выставки 2003 г.: «…И как только мы жили все эти годы без линейных массивов!»
читать...(837)

29 Октября 2004 /

Линейные массивы от компании BMS Electronik

Немецкая компания, известная своими ВЧ-драйверами, — BMS Electronik (Coda Audio) — предложила два комплекта линейного массива, построенных по традиционной схеме. Оба комплекта рассчитаны на питание по схеме Bi-Amp, то есть для подключения одного компонента линейного массива следует использовать два усилительных канала — по одному на ВЧ- и НЧ-драйверы.
читать...(820)

29 Октября 2004 /

Активный линейный массив компании Audio Performance

Основное преимущество линейных массивов над традиционными системами — четко контролируемая вертикальная диаграмма направленности. Но, как почти всегда бывает, основное преимущество одновременно является и основным недостатком.
читать...(819)

29 Октября 2004 /

Линейные массивы ALA фирмы Apogee Sound

Новая серия акустических систем ALA компании Apogee Sound предоставляет звукоинженерам новый инструмент для более точного проецирования звуковой энергии, излучаемой громкоговорителями на площадь зрительских мест (но не за ее пределы).
читать...(818)

29 Октября 2004 /

Линейные массивы

В последние годы в России появилось много новых систем звукоусиления, однако получаемые результаты не всегда соответствуют затраченным средствам. Это становится очевидным, когда на концертах зарубежных артистов демонстрируются великолепные возможности привозимого звукового оборудования. Причина кроется в том, что редко кто владеет достаточным набором знаний и опыта, необходимых для правильной установки и настройки звуковых систем.
читать...(881)

20 Сентября 2004 /

Сценические микрофоны компании Shure

Продукция компании Shure включает в себя широкий спектр сценических микрофонов, охватывающий разнообразные конструктивные решения и все ценовые категории.
читать...(830)

...