Статьи

29 Октября 2004 /

Линейные массивы компании L-ACOUSTICS


Компанию L-ACOUSTICS (Франция) в конце 1984 г. основал доктор Кристиан Хейл (Christian Heil) — физик, специализировавшийся в области элементарных частиц, занимавшийся также научными изысканиями в областях, связанных со звуком. Обладая высоким интеллектуальным потенциалом, компания L-ACOUSTICS уже в 1985 году выпустила на рынок профессионального звукового оборудования свою первую систему, называвшуюся Incremental.


К 1992 г. L-ACOUSTICS завершила работу над теорией Wavefront Sculpture Technology (WST) и предложила ее на рассмотрение AES Convention в Вене.


Данная теория определяет критерии для достижения акустического взаимодействия всех компонентов акустической системы во всем спектре звуковых частот. Идея WST проста, «как все гениальное». Вспомним, что при создании систем звукоусиления обычным делом является использование большого количества источников звука — из-за жестких требований заказчика к ясности звучания и к уровню звукового давления, из-за необходимости озвучивать аудитории больших размеров и т.д. Источники звука принято объединять в кластеры или массивы. Но в большинстве подобных систем акустические волны от отдельных источников не взаимодействуют должным образом, и в аудитории возникает неконтролируемая звуковая интерференция. Образуется бесформенное звуковое покрытие с частотными «провалами» и низкой разборчивостью. Хаотичное звуковое поле создает помехи источникам звука, рассеивает напрасно акустическую энергию, и для достижения необходимого уровня звукового давления приходится повышать общую мощность акустической системы.


Всего этого можно избежать, если инженер-проектировщик акустических систем имеет в своем распоряжении один единственный источник звука. Ситуация очень напоминает бросание камней в воду. Если брошен один мелкий камень, то от точки его вхождения в воду по поверхности разойдутся концентричеcкие волны. Если в воду брошено несколько мелких камней, то возникает картина, аналогичная интерференционной картине хаотичного волнового поля. Если же в воду брошен один камень, размер и вес которого равен размеру и весу нескольких мелких камней, то по поверхности опять разойдутся концентрические волны, но гораздо большей амплитуды.


В этом-то и заключается идея WST: если будет создан единый когерентный источник звука из нескольких громкоговорителей (который может быть разобран на части для удобства инсталляции и транспортировки), то цель — создание полностью когерентного, предсказуемого в поведении звукового поля будет достигнута.


Задача оказалась совсем не простой. Но компания L-ACOUSTICS сконструировала и запатентовала волновод DOSC, с помощью которого теория WST могла быть реализована на практике. Уже в мае 1993 г. была продемонстрирована построенная по принципам WST акустическая система V-DOSC (от фр. Diffuseur d’Onde Sonore Cylindrique), что подтвердило правильность и перспективность выбранного направления. Акустическая система V-DOSC выпускается уже 10 лет и до сих пор востребована на мировом рынке профессионального звукового оборудования. О системе V-DOSC замечательно высказался Тони Эндрюс (Tony Andrews), один из создателей Turbosound: «Это старая технология, я бы даже сказал — старый метод. Придумал его Кристиан Хейл. После этого его только копировали. Имитация — лучший способ одобрения».


В начале 1995 г. L-ACOUSTICS выпустила на рынок акустическую систему ARCS — продукт дальнейшего развития принципов WST. Система генерирует когерентное звуковое поле с искривленным звуковым фронтом. Конструктивно система представляет собой массив с точно рассчитываемой кривизной поверхности излучения, собираемый из трапециевидных кластеров.


В 1999 г. на рынке появилась система dV-DOSC (уменьшенный вариант системы V-DOSC), предназначенная, прежде всего, для инсталляций; а в 2001 г. компания L-ACOUSTICS запустила в производство субвуфер нового поколения dV-SUB.


В сентябре 2002 г. началось производство новых версий коаксиальных акустических систем серии MTD: MTD112b, MTD115b, а также 112XT и 115XT. В октябре 2002 г. в производство вошел новый субвуфер SB-118.


В активе компании есть еще несколько моделей субвуферов и акустических кабинетов, а также коаксиальный напольный монитор 115FM.


Компания L-ACOUSTICS разработала не просто технические средства, а целую концепцию работы со звуком, правильное применение которой приводит к положительным результатам. Фундаментом этой концепции является системный подход к решению всех проблем, учет всех факторов, так или иначе влияющих на качество конечного продукта — звукового поля с нужными параметрами. Учитывается все, что можно учесть, начиная с характеристик специальных громкоговорителей, используемых L-ACOUSTICS, и заканчивая формой балкона в зрительном зале театра или профилем трибун на стадионе.


Инсталляция звукового оборудования L-ACOUSTICS в многофункциональном театрально-концертном зале Московского международного дома музыки
Инсталляция звукового оборудования L-ACOUSTICS в Московском государственном театре киноактера

Концепция крайне проста в практическом использовании, и если ее реализовать корректно, то публика обязательно получит исключительно ясный и разборчивый звук в любой точке аудитории и фактически одинаковый уровень громкости в первых и последних рядах! Происходит это, в частности, потому, что акустические системы (линейные массивы) L-ACOUSTICS генерируют звуковые поля, безынтерференционные во всей рабочей полосе частот и с уровнем звукового давления, понижающимся с удвоением расстояния всего на 3 дБ.


Моделирование линейного массива для оптимального звукового покрытия помещения осуществляется с помощью компьютерных программ ARRAY-2000 и ARRAY-2004, разработанных L-ACOUSTICS на основе электронных Excel-таблиц. Эти программы позволяют анализировать распределение звуковых полей и уровней звукового давления и получать достоверные результаты до того, как акустические идеи будут реализованы.


На фото ММДМ. Правый и левый порталы — линейный массив из четырех акустических систем ARCS и двух субвуферов dV-SUB. Центральный кластер — линейный массив из четырех акустических систем ARCS. Арьер сцены — четыре акустические системы MTD115a и два субвуфера SB-218. Мониторы на авансцене — шесть акустических систем MTD112b.


На фото Театра киноактера. Правый и левый порталы — линейный массив из девяти акустических систем dV-DOSC и четырех субвуферов SB-218. Центральный кластер — линейный массив из четырех акустических систем ARCS. Мониторные линии — четыре акустические системы XT112 и две акустические системы MTD108a. Фронтальная акустика — шесть акустических систем MTD108a. Настенная акустика (на фото не показана) — шесть акустических систем XT112.



Источник: Pinspot.RU

29 Октября 2004 /

Серия VerTec от компании JBL

Первые исследования в области линейных массивов компания JBL начала еще 25 лет назад. Сочетание высокомощных облегченных динамиков и последних разработок в области линейных массивов дало возможность создать уникальную систему, предназначенную для проведения концертов, шоу, музыкальных туров. Сейчас серия VerTec включает в себя такие модели как: VT4880, VT4881, VT4887, VT4888, VT4889. Модели VT4881, VT4887, VT4888 принадлежат к последним разработкам и относятся к среднеразмерным (VT4888) и малым (VT4881, VT4887) линейным массивам. Эти системы отличает предусмотренное в кабинете место для установки встроенного усилителя.
читать...(922)

29 Октября 2004 /

HK Cohedra Линейные массивы второго поколения

Малые линейные массивы — это «писк» современной «акустической моды». Малые массивы — это квинтэссенция современных знаний о физике линейных источников звука. Знания эти уже настолько локализованы, что в них не осталось места ничему лишнему (видимо, поэтому все новинки в области линейных массивов внешне похожи друг на друга, как близнецы-братья). Возможно, схожа и концепция, но вот исполнение во многом отлично.
читать...(925)

29 Октября 2004 /

X-Line Сompact от компании Electro-Voice

Созданная ранее серия X-Line предназначена для работы в огромных аудиториях. Новая серия акустических систем X-Line Compact (XLС) предназначена для применения в залах и стадионах любых размеров, обеспечивает превосходное качество звучания, отличается компактными размерами, легкостью в монтаже и транспортировке.
читать...(878)

29 Октября 2004 /

Линейные массивы компании Dynacord

Системы линейных массивов от Dynacord — это прославленные комплекты Cobra и Cobra 4, выпущенные в 2002…2003 г. При их разработке компания поставила себе целью создание линейных массивов нового типа — компактных и экономичных, поскольку традиционные системы были слишком дорогими и крупногабаритными для использования в небольших помещениях. Таким образом и появилась сверхкомпактная Cobra, главные достоинства которой: небольшой размер и вес, простота сборки и эксплуатации и разумная цена при отличном качестве звука.
читать...(888)

29 Октября 2004 /

Линейный массив нового поколения TARGET от фирмы Duran Audio

Больше не нужно «глушить» звуком людей, находящихся в ближней зоне партера, чтобы получить достаточный уровень звукового давления для зрителей в дальней зоне.
читать...(886)

29 Октября 2004 /

Линейные массивы компании d&b

Теория линейных массивов занимает в настоящее время умы всех производителей профессионального звукового оборудования, и каждый из них утверждает, что лишь он понимает, в чем смысл построения линейного массива и зачем все это нужно. Какие только чудесные свойства линейных массивов не освещались в прессе за последние годы! Прямо панацея от всех звуковых бед! Один из немецких журналов восклицал после Франкфуртской выставки 2003 г.: «…И как только мы жили все эти годы без линейных массивов!»
читать...(896)

29 Октября 2004 /

Линейные массивы от компании BMS Electronik

Немецкая компания, известная своими ВЧ-драйверами, — BMS Electronik (Coda Audio) — предложила два комплекта линейного массива, построенных по традиционной схеме. Оба комплекта рассчитаны на питание по схеме Bi-Amp, то есть для подключения одного компонента линейного массива следует использовать два усилительных канала — по одному на ВЧ- и НЧ-драйверы.
читать...(889)

29 Октября 2004 /

Активный линейный массив компании Audio Performance

Основное преимущество линейных массивов над традиционными системами — четко контролируемая вертикальная диаграмма направленности. Но, как почти всегда бывает, основное преимущество одновременно является и основным недостатком.
читать...(893)

29 Октября 2004 /

Линейные массивы ALA фирмы Apogee Sound

Новая серия акустических систем ALA компании Apogee Sound предоставляет звукоинженерам новый инструмент для более точного проецирования звуковой энергии, излучаемой громкоговорителями на площадь зрительских мест (но не за ее пределы).
читать...(874)

...