Статьи

9 Февраля 2005 /

Клуб



Инсталляция клуба "People" не самая трудная в истории нашей компании, но, впрочем, и не самая простая. Другими словами - обычная. Тем интереснее на ее примере рассмотреть типичные трудности, возникающие при инсталляции среднего по величине ночного клуба.


Начинаются проблемы, как правило, еще на стадии тендера. Это зарубежное слово достаточно модно сегодня, и без него редко когда обходится мало-мальски значимая инсталляция. Так было и на этот раз. Российская действительность имеет свойство везде вносить свои коррективы, и тендеры происходят в нашей стране тоже достаточно забавно, если не сказать хуже. Мы, например, как водится, узнали про себя много нового и интересного, а также не без удивления услышали, что немцы, оказывается, не умеют делать звук, а итальянцы - свет. Впрочем, глаза и уши у заказчика оказались на месте, так что эти вопросы быстро снялись, но пользуясь случаем, хотелось бы в очередной раз обратиться к "коллегам по цеху": "Давайте уважать друг друга чуть-чуть больше! В конце концов, не один день живем, я надеюсь"…


Однако не будем о грустном, перейдем сразу к техническим проблемам, решать которые всегда приятнее и интереснее.


Начнем со звука, как наиболее близкого мне явления и, наверное, наиболее важного в дискотеке. Надо сказать, что зал, отведенный для дискотеки, представляет собой цилиндр, диаметром 10 м и высотой около 4 м. В центре его находится несущая колонна, обшитая конструкцией из гипсокартона, значительно увеличивающая ее размеры. Помимо того, что она отнимает полезную площадь от танцпола, она еще и создает значительную зону звукового затенения, т. е. большая часть посетителей, располагающихся за колонной, слышит только одну из колонок. Чтобы избежать потери половины полезной информации (имеется в виду стереоэффект фонограмм), после некоторых раздумий мы предложили единственный, на мой взгляд, возможный вариант расположения колонок. Здесь необходимо сделать небольшое пояснение. Бытует мнение, будто расположение колонок "навстречу" является изначально неправильным. Позволю себе не согласиться с ним. Дело не только в том, как развешивать, но и в том, что и где развешивать. Практика, как известно, лучший критерий истинности теории, и результат, полученный в данной инсталляции, показал, что мы не ошиблись. Более того, подобный способ установки акустических систем уже был опробован нами в предыдущих работах. Особо сомневающихся в моих словах отсылаю к PDF-документу Club Guide, созданному уважаемыми господами из Eastern Acoustic Works, где подобное размещение акустических систем в дискотеках достаточно подробно описывается.


Итак, мы расположили две основные акустические системы GAE PS4475T слева и справа от сцены на подвесе и две дополнительные GAE 4464T - на стене напротив. Причем подключили их "крест-накрест", т. е. так, что напротив основной акустической системы левого канала находится дополнительная акустическая система правого канала. Соответственно, перемещение звука при стереоэффектах происходит не только влево-вправо, но и вперед-назад. Таким образом, в любой точке танцпола посетитель находится в зоне стереоэффекта. Что и требовалось получить.


Теперь о том, как эти акустические системы подвешены. Здесь тоже не все так просто. Дело в том, что осевая линия, проходящая от центра сцены к центру зала (колонне), находится под углом к потолочным балкам, к которым изначально мы надеялись "привязать" расположение световых и звуковых приборов. Кроме того, дизайн подвесного потолка не позволял нам разместить акустические системы там, где это проще сделать технически. Общий же дизайн помещения не предусматривал наличия каких-либо конструкций для подвески колонок или же световых приборов. Таким образом, размещать акустические системы нам пришлось не там где проще, а там, где можно (и нужно). Для этого мы разработали и изготовили custom-made-конструкцию, представляющую собой следующее: к потолку с помощью пяти анкерных болтов крепится стальной U-образный профиль. К нему привинчена металлическая резьбовая шпилька диаметром 12 мм, выступающая из подвесного потолка на несколько сантиметров. К этой шпильке гайками горизонтально крепится такой же U-образный профиль, к которому с помощью цепей и крепится колонка. Разумеется, мы не забыли и о дополнительных мерах безопасности, для чего рядом с основным крепежом в потолок были завинчены еще два мощных анкерных болта, к которым для подстраховки каждая акустическая система "пристегнута" соответствующими страховочными тросиками. Такое крепление позволяет легко поворачивать акустическую систему как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях, обеспечивая при этом безопасность всей конструкции.


Спецификация светового и звукового оборудования Акустические системы:


  • GAE PS4464L/A 2 шт.

  • GAE PS4475T 2 шт.

  • GAE PS4464T 2 шт.

  • Усилители мощности:


  • Kind Audio XT 2000 2 шт.

  • Kind Audio K 9 1 шт.

  • Контроллер акустических систем: dbx Drive Rack 482-EU 1 шт.

  • Микшерный пульт Eso Pro

  • Монитор для ди-джея RCF ART 300A

  • Система "распределенного звучания":


  • Потолочный громкоговоритель Paso C58/6-T 30 шт

  • Всепогодный громкоговоритель Paso C55 3 шт

  • Оконечный усилитель мощности Paso PMW-120 1 шт

  • Интегрированный усилитель мощности Paso AX3120 1 шт

  • Интегрированный усилитель мощности Paso AX 3060 1 шт

  • Световое оборудование:


  • "Вращающаяся голова" Genius Motorshow (MSD 250) 6 шт

  • Сканер Genius Nextscan (HQIT 150) 8 шт

  • Стробоскоп Genius Strobo 1500 DMX 2 шт

  • PAR-56 Chrome 24 шт

  • Диммер VMB DS-306 1 шт

  • Сплиттер VMB SP-228 1 шт

  • Дым-машина Genius Super Jolly 1 шт

  • Компьютерная система управления светом Sinlite 2000 EC 1 шт

  • Дополнительные акустические системы, как уже упоминалось выше, размещены на стене с помощью кронштейнов Euromet, привинченных болтами (насквозь), и дополнительно подстрахованы стальными тросиками.


    С субвуферами особо мудрить не пришлось - они традиционно разместились под сценой в специальных "карманах", выложенных из кирпича, для устранения резонансов подсценического объема.


    Отдельную головную боль доставила нам проблема оптимального заглушения помещения. Изначально, согласно проекту, в помещении предполагались каменный танцпол, кирпичные стены, обшитые гипсокартоном, и голый (!) бетонный потолок. Разумеется, получить при этом качественный звук просто было бы невозможно. Мы потратили достаточно много времени и сил, чтобы убедить дизайнеров изменить свой взгляд на акустику помещения. В результате, нам удалось уговорить зашить потолок специальным звукопоглощающим материалом Ecophon, а с внутренней стороны гипсокартона разместить слой минеральной ваты Rockwool.


    Замеры времени реверберации в пустом помещении (без публики и мебели), произведенные нами при сдаче объекта с помощью компьютерной станции Audiomatica, показали, что оно вполне укладывается в нормы для такого рода заведений и при этом достаточно равномерно по частоте.


    Не меньшую проблему представляло и правильное размещение световых приборов.


    Но с начала о самих приборах. После многочисленных просмотров, консультаций и раздумий заказчик остановился на сканерах Genius Nextscan и "головах" Genius Motorshow.


    Чем обусловлен именно такой выбор? Во-первых, габаритами приборов. Поскольку размеры помещения достаточно небольшие, одним из пожеланий заказчика было именно компактность световых приборов. Во-вторых, их функциональностью. И в-третьих, что немаловажно, возможностью уложиться в разумный бюджет.


    Нам удалось расположить все 14 световых приборов так, чтобы соблюсти их симметричность относительно центра танцпола, эстетичность и безопасность их крепления и чтобы при работе они не мешали друг другу. При этом благодаря своим компактным размерам и современному дизайну, все они оказались достаточно аккуратно вписаны в интерьер клуба, не являясь "чужеродными телами" на потолке.


    В целом световое решение представляет собой следующее: по внутреннему кругу симметрично относительно центрального столба располагаются "головы", вокруг них, с большим радиусом, находятся сканеры, сцена освещается с помощью PAR 56. Для всех световых приборов были изготовлены специальные крепления. Не остались забытыми и страховочные тросики.


    Теперь еще раз вернемся к звуку. Точнее, к его настройке. В качестве управляющего процессора нами был использован dbx DriveRack 482 из-за того лишь, что он оснащен четырьмя входами и восьмью выходами. Такая конфигурация процессора нам потребовалась, чтобы ввести задержку на потолочные громкоговорители, расположенные в ресторане, непосредственно примыкающем к помещению дискотеки. Кроме того, с помощью этого же процессора была введена задержка для выравнивания времени прихода звука от суббасов и сателлитов. Остальные способности процессора практически не потребовались. То есть вся настройка звука свелась к выставлению уровней субвуферного и сателлитного выходов и измерению полученного результата с помощью той же звукоизмерительной станции.


    Какие из всего этого можно сделать выводы?


    Потратив некоторое количество времени, сил и средств на решение технических проблем до начала инсталляции и приложив знания и умения в ходе инсталляции, можно в итоге получить безпроблемный в плане качества звучания, удобства и безопасности в эксплуатации да и, в конце концов, просто красиво сделанный объект, радующий и заказчика и, что особенно важно, публику.




    Источник: Pinspot.RU

    ...