Статьи

23 Января 2007 /

Процессоры динамической обработки от компании XTA Electronics


Английская компания XTA Electronics разрабатывает и производит высокотехнологичные универсальные процессоры для систем звукоусиления. О популярности инженерных решений, построенных на основе этих процессоров, свидетельствует обширный список пользователей, среди которых крупные туровые компании, престижные театры и концертные залы, спортивные, культурно-развлекательные и вещательные организации.


Серия специализированных устройств, в которую входят представленные в рамках данного обзора двухканальные компрессор C2 и гейт G2, разработана на базе процессора-контроллера систем звукоусиления XTA DP226 и более поздней модели XTA DP324 SIDD. Приборы, каждый из которых выполняет лишь определенную функцию, предоставляют инженерам, инсталляторам, специалистам прокатных и вещательных компаний более гибкие возможности в создании системных конфигураций — это и послужило причиной их выхода в свет.


Двухканальный цифровой компрессор XTA C2


Первое, на что обращает внимание потенциальный пользователь любого прибора, — звучание. Все функции, которые выполняет XTA C2, направлены как раз на то, чтобы помочь звукорежиссеру в формировании качественной динамики сигнала.


Второе, с чем сталкивается специалист при работе с прибором, — пользовательский интерфейс. XTA C2 является цифровым устройством, работающим с сигналом стандарта 24 бит/48 кГц и обеспечивающим 40-разрядную внутреннюю обработку. При этом интерфейс процессора выполнен в классическом «аналоговом» стиле, соответствующем принципу «один элемент управления — одна функция».


При желании производитель предлагает установить в процессор дополнительную плату цифровых входов/выходов формата AES/EBU, а также звуковые трансформаторы на аналоговых входах и выходах.


В левой части каждой канальной секции C2 расположен семисегментный индикатор, в зависимости от положения кнопки Meter отображающий уровень сигнала на входе АЦП или на выходе ЦАП (после лимитера). Кнопка Active включает тракт обработки. В режиме обхода все индикаторы и светодиоды канала светятся с заметно меньшей силой.


Компрессор XTA C2

Регуляторы порога срабатывания (Threshold) и степени компрессии (Ratio) в XTA C2 выполнены на дискретных потенциометрах. Диапазон регулировок соответственно от -30 до +22 дБ и от 1:1 до 16:1. Трехпозиционный переключатель KNEE позволяет выбрать характеристику компрессии в точке перегиба — варианты: «жесткий» (Hard), средний (Medium) и «мягкий» (Soft).


Индикатор Gain Reduction отображает степень подавления уровня сигнала в диапазоне от -24 до 6 дБ. Расположенные ниже регуляторы Attack и Release (здесь также используются дискретные потенциометры) позволяют настраивать соответственно время срабатывания компрессора и восстановления уровня. Причем в крайнем левом положении ручки Attack включается знаменитый режим «опережения» (Look-ahead), когда компрессор мгновенно реагирует на атаки входного сигнала.


Кнопка Auto активизирует автоматическую интерактивную настройку параметров Attack и Release. Результаты работы этой функции зависят от выбранного кнопкой Mode режима — обычной компрессии (Comp) или де-эссера (De-EQ). В первом случае функция активна по умолчанию (горит соответствующий светодиод), так как обеспечивает наиболее точную, незаметную на слух компрессию, точно отслеживающую сигнал на входе. Во втором случае компрессии подвергается только диапазон частот, определенный эквалайзером, подключенным к тракту управления детектором (Side Chain EQ), и функция автоматизации параметров Attack и Release следует соответствующим установкам.


В секции эквалайзера Side Chain EQ выбирается тип фильтра (шельфовые низко- или высокочастотные, параметрические с меньшей или большей добротностью), частота (20 Гц…20 кГц) и коэффициент усиления/подавления (6 позиций от -15 до +15 дБ). Кнопка Listen позволяет направить сигнал с выхода фильтра Side Chain в основной звуковой тракт для контроля настройки на слух.


В секции лимитера предусмотрен регулятор порога срабатывания и двухсегментный индикатор, отображающий уровень сигнала относительно порога.


Наконец, кнопка Stereo объединяет каналы А и В процессора в стереопару, управляемую элементами левой секции прибора. Объединению подчиняются все функции, в том числе и Side Chain EQ.


Двухканальный цифровой экспандер/гейт XTA G2


Этот прибор обеспечивает функции экспандера и гейта по двум независимым каналам. Применяемые в нем методы обработки во многом идентичны XTA C2.


В левой части каждой канальной секции G2 расположен семисегментный индикатор, отображающий уровень сигнала на входе процессора непосредственно после АЦП. Кнопка Active включает тракт обработки. При этом режим прослушивания фильтра Side Chain в обходе может оставаться активным.


Регулятор порога срабатывания (Threshold, диапазон настройки от -40 до +22 дБ) в G2 связан с соответствующим индикатором, отображающим «близость» уровня к порогу и автоматически калибрующимся в зависимости от входного уровня и положения ручки Threshold.


Расположенные правее регуляторы времени срабатывания (Attack), удержания (Hold) и восстановления (Release) позволяют настраивать соответствующие временные константы — срабатывание гейта, фазу удержания и восстановление уровня. В крайнем левом положении ручки Attack активизируется «опережающий» (Look-ahead) режим с задержкой сигнала, позволяющей гейту открыться до подъема его уровня на входе. Это дает возможность избежать отсечения фронта сигнала. Непосредственно над этими регуляторами расположен блок индикации, показывающий текущее состояние гейта (полностью открыт, открыт сегмент, полностью закрыт, закрыт сегмент) и степень подавления уровня (шесть сегментов от 30 до 6 дБ).


Функция регулятора Range/Ratio зависит от выбранного кнопкой Mode режима — гейта (Gate) или экспандера (Expand). В первом случае этой ручкой устанавливается максимум подавления (Range) при закрытом гейте. Во втором — степень понижения коэффициента усиления (Ratio) экспандером при пересечении сигналом порога срабатывания.


В секции эквалайзера, подключенного к тракту управления детектором (Side Chain EQ), имеются три раздельных фильтра — параметрический и два обрезных (низко- и высокочастотный).


Для параметрического фильтра выбирается его тип (с меньшей или большей добротностью), частота (20 Гц…20 кГц) и коэффициент усиления/подавления (±0/8/12/20 дБ). Последний параметр определяет чувствительность или, наоборот, нечувствительность гейта к определенному диапазону частот. Кнопка Listen направляет сигнал с выхода фильтров Side Chain в основной звуковой тракт, в целях контроля настройки.


И последний элемент управления, расположенный на лицевой панели XTA G2, — кнопка Stereo. Она отключает все элементы управления канальной секции B и подчиняет ее элементам управления канальной секции А. Таким образом, оба канал объединяются в стереопару, при этом обеспечивается сохранение фазовых характеристик входных сигналов.


Лев Орлов, журнал "Звукорежиссер"


Источник: Pinspot.RU

26 Июля 2006 /

Проблемы правильного выбора усилителя мощности

Сегодня производители предлагают нам огромное количество усилителей мощности с просто заоблачными характеристиками - что за ними скрывается? Расскажет нам хорошо известный специалист в этой области, Мануэль Хубер из FM Acoustics.
читать...(887)

20 Марта 2006 /

Новинки прошедшего 2005 года среди концертного оборудования

Что нового из концертного оборудования представили производители в 2005 году.
читать...(872)

16 Января 2006 /

Технология концертного звукоусиления в наше время

Что изменилось за последние 30 лет? Какие новые технологии и материалы пришли в индустрию звукоусиления?
читать...(978)

7 Января 2005 /

История и развитие линейных массивов. Часть третья

Последняя часть настоящего обзора посвящена линейным массивам третьего поколения, среди которых четко обозначились две группы. В первой использованы наукоемкие технологии: фокусировка звуковых волн с помощью образующих поверхностей второго порядка — гиперболических, параболических, тангенциальных. (В абсолютном большинстве предыдущих конструкторских решений для концентрации СЧ/НЧ использовались плоские поверхности). Массивы третьего поколения появились год-полтора назад и среди звукоинженеров быстро получили прозвище «масcивы-бабочки» за свою характерную форму. Вторая группа использует плоские ленточные изодинамические ВЧ-излучатели; в их конструкциях отсутствуют сложные волноводные структуры, свойственные предыдущим поколениям.
читать...(940)

7 Января 2005 /

Мифы и тайны линейных массивов. Часть вторая

Все смешалось в этом мире — инаугурация президента США Дж. Буша в 2001 году озвучивалась английским линейным массивом Martin Audio, а концерт в честь 50-летия правления королевы Елизаветы II — американским Electro-Voice…
читать...(1118)

7 Января 2005 /

История и развитие линейных массивов. Часть первая

На рубеже XIX и XX столетий произошли глобальные изменения в науке и технике — чего стоит изобретение радио, автомобиля, открытие радиоактивности. На стыке тысячелетий непременно должно было произойти что-то революционное. Последовавшее бурное развитие цифровых технологий и телекоммуникаций, клонирование биообъектов и туристические полеты в космос подтвердили справедливость этих ожиданий. Можно ли было представить себе такое каких-нибудь лет 30 назад?
читать...(1137)

7 Января 2005 /

Настройка сценических мониторов

Вопрос о правильной настройке мониторов перед концертом задается очень часто, и это действительно очень важный вопрос, от решения которого зависит и настроение артистов, и ситуация на сцене, и, в конечном итоге, то, как пойдет весь концерт. При значительном разнообразии выпускаемого звукового оборудования, для предотвращения хаоса на сцене и в зале необходимо руководствоваться методикой, позволяющей эффективно организовать работу технического персонала, звукорежиссера и артистов.
читать...(896)

29 Октября 2004 /

Новая серия PN-PNX от компании Renkus-Heinz

Фирма Renkus-Heinz (США), опираясь на свои запатентованные технологии и инновационные решения в области акустики, разработала новые акустические системы PN102/LA и PNX102/LA серии PN-PNX, которые являются основным элементом для создания так называемого малого линейного массива. Уникальные механические и акустические свойства систем позволяют конфигурировать линейный массив для самых разных площадок, от небольших и средних инсталляций до крупных. Высокие технические характеристики в сочетании с компактными размерами, простотой установки и исключительной надежностью данного линейного массива положили начало новой системе стандартов в области озвучания театров, спортивных комплексов, концертных залов и открытых площадок.
читать...(886)

29 Октября 2004 /

Акустическая система QSA-210 фирмы Qube Audio

Фирма Qube Audio (Италия), многолетний партнер фирмы Renkus-Heinz (США), разработала новую акуcтическую систему QSA-210, которая является основным элементом для создания, так называемого малого линейного массива. Высокие технические характеристики в сочетании с компактными размерами, простотой установки и исключительной надежностью позволяют применять данный линейный массив на различных культурно-массовых и спортивных объектах небольшого и среднего объема, а также в турах.
читать...(901)

...