Статьи

7 Января 2005 /

Мифы и тайны линейных массивов. Часть вторая


Все смешалось в этом мире — инаугурация президента США Дж. Буша в 2001 году озвучивалась английским линейным массивом Martin Audio, а концерт в честь 50-летия правления королевы Елизаветы II — американским Electro-Voice…


Мы же продолжаем знакомиться с конструкциями линейных массивов разных производителей.


Dynacord Cobra 4 Far

Dynacord Cobra 4 Far — массив среднего формата, состоит из СЧ/ВЧ-модулей Top, Far и дополняющего субвуфера. Компания честно позиционирует свое изделие, как «среднечастотный линейный массив». Действительно, модуль Cobra Top формирует цилиндрический волновой фронт лишь в области частот 700 Гц…4 кГц, критичных для передачи речи, тогда как Far является полнополосным модулем линейного массива. Конструктивно решение Far достаточно стандартное: за воспроизведение низких частот отвечает 15" вуфер EVX155 с фазоинвертором, средние частоты воспроизводит помещенный перед ним блок С8 из четырех вертикально расположенных 4" драйверов, высокие частоты — три головки DH2T, нагруженные на щелевые волноводы (аналогично конструкции JBL), обеспечивающие вертикальную дисперсию 5° на 10 кГц. Все кабинеты прямоугольной формы, поэтому предпочтительнее их не подвешивать, а эксплуатировать в виде стека. Конструктивно модуль выполнен в стиле plug and play, в нем продуманы все мелочи, в частности, интересно решена электронная защита драйверов. Видимо, для «пробивания» расстояния Cobra Far имеет значительный (+9 дБ) подъем по высоким чаcтотам. Стандартные значения чувствительности — 100 дБ и максимального звукового давления — 131 дБ.


Резюме: добротная немецкая конструкция с несколько прямолинейным подходом к концепции линейного массива.


Революционность разработок Meyer Sound восходит к началу 90-х, когда компания создала свой знаменитый направленный субвуфер PSW6, идеи которого позже были воплощены в линейных массивах серии М. Линейные массивы компании представлены крупноформатным M3D, компакт-версиями M2D и MILO и ультракомпактным M1D. Выпускаются направленные субвуферы, дополняющие все три формата топов. Ключевое положение концепции Джона Мейера, основателя и идеолога компании, — направленные активные кабинеты на мощных полевых приборах с самонастройкой на напряжение сети и использование драйверов с магнитной жидкостью.


Meyer Sound M3D

Все топ-модули М-серии — трехполосные, причем одна из полос работает исключительно на формирование кардиоидной направленности по низам. (Модуль серии MILO — четырехполосный). Достигается это фазовыми сдвигами и переизлучением части НЧ-энергии в обратном направлении двумя вуферами, смонтированными на задней стенке кабинета. В M3D и MILO применено аналогичное V-DOSC копланарное расположение НЧ-головок прямого излучения, в M2D и M1D — ассиметричное расположение драйверов. ВЧ/СЧ-секция M3D построена по принципу совмещения изофазных щелей, нагруженных на 90-градусный рупор постоянной направленности. Два компрессионных драйвера MS 2010L с 4" катушками и 1,5" горловиной сообщаются с рупором через трубопровод, эмулирующий ленточный источник (Ribbon Emulation Manifold). Если M3D имеет прямоугольную форму (что вынудило конструкторов применить сцепку боксов по задним граням), то все младшие модели серии — трапецеидальной формы. В появившемся в 2003 году массиве MILO учтены некоторые недостатки предыдущей серии. В частности, применена четырехполосная конструкция и пространственно разнесенные с помощью нового двухсекционного рупора ВЧ- и СЧ-секции (частоты раздела 560 Гц и 4,2 кГц). В результате появился модуль компакт-класса с размерами 1430 x 370 х 560 мм и пиковым звуковым давлением 140 дБ. За направленность приходится платить, но с учетом того, что «на борту» MILO имеется 8 мощных драйверов, усилитель на 3,9 кВт с цепями питания и защиты, вес в 106 кг не кажется таким уж большим.


Достоинства модулей Meyer Sound М-серии в следующем: высокое звуковое давление — до 145 дБ (M3D), направленное излучение на низких частотах, позволяющее эффективно избегать отражений от задних стен помещений и не «заливать» НЧ-энергией сцену, высокий к. п. д., ровные осевые АЧХ и ФЧХ. Недостатки: отход от принципа копланарности в младших моделях и, как следствие, определенная неравномерность внеосевой АЧХ, высокая цена — один бокс M3D стоит около $19000. Даже учитывая, что M3D — активный агрегат с четырьмя усилителями, вес в 183 кг может вызвать проблемы при транспортировке и подвесе.


После разработки этой впечатляющей разнокалиберной «четверки» линейные массивы Meyer Sound являются одними из самых востребованных профессионалами звукоиндустрии. Что касается оригинальности решений, то они базируются скорее на прошлых заслугах (направленность по НЧ и активность). Время требует внедрения новых принципов, снижения веса и энергопотребления при сохранении SPL, и это доказали линейные массивы третьего поколения Cohedra, Butterfly и Geo.


Meyer Sound спроектирован с американским размахом, но с точки зрения свежести конструкторской мысли (прямое излучение, рупорные ВЧ/СЧ-ступени) нового в нем немного.


Qube QSA-210

Линейный массив Qube производится итальянской компанией FBT Elettronica и позиционируется как малоформатный линейный массив широкого применения. Его разработка осуществлялась в сотрудничестве с американской компанией Renkus-Heinz. Двухполосный пассивный модуль QSA-210, способный работать и в биампинговом режиме (частота раздела 1 кГц), содержит два 10" неодимовых копланарно расположенных драйвера прямого излучения мощностью 400 Вт с фазоинверторами.


ВЧ-секция решена на двух неодимовых 1" компрессионных головках, нагруженных на щелевой волновод — формирователь изофазной плоской волны, без внешнего рупора, благодаря чему была получена наиболее широкая среди существующих линейных массивов горизонтальная диаграмма направленности в 150о. Вертикальная диаграмма направленности составляет 5°. Звуковое давление (SPL) одного модуля QSA-210 достигает 128 дБ, а массива из 8 кабинетов — 144 дБ. Корпус трапецеидальный, с прогрессивной сцепкой по фронту, что позволяет сохранить равное расстояние между драйверами при различной кривизне кластера.


Преимущества конструкции: широкая горизонтальная ДН, позволяющая звукоинженерам обходиться без подзвучки in-fill (т. н. «прострел»- прим. ред.) даже в залах с широкой сценой; небольшой вес, продуманность и простота системы подвеса, конфигурация в виде напольного стека, одноусилительный широкополосный режим.


Недостатки: некоторая неравномерность АЧХ (+8 дБ на 4,5 кГц), вызванная интерференцией в волноводе.


QSA-210 — добротный и недорогой линейный массив, позволяющий использовать «линейную» акустику даже небольшим прокатным компаниям.


ЛМ Renkus-Heinz
Технология уравнивания хода волны
QSC ISIS

PN 102X/LA — вполне законный «клон» FBT Qube, выпускаемый в США в несколько доработанном виде компанией Renkus-Heinz по соглашению с FBT. Механические особенности (вес, размеры, система подвеса, диаметр драйверов) FBT Qube QSA-210 и PN102X/LA идентичны. Различия — в присутствии системы дифракционных щелей в выходном сопле ВЧ-волновода, хотя его внутреннее устройство для обеих акустических систем одинаково и базируется на оригинальном решении — технологии «уравнивания длины хода волны» (Path Lenght Equalization — PLE). На рисунке это решение продемонстрировано на примере трех драйверов в том виде, как оно применяется в линейных массивах других компаний (EV, DAS и Next).


Второе новшество — применение двух акустических дросселей, «полунагружающих» НЧ-головки, благодаря чему выравниваются значения углов горизонтальной ВЧ- и НЧ-дисперсии. Применение двух более мощных 10" головок марки SSL10-7 мощностью по 400 Вт позволило достигнуть в серии PN звукового давления 133 дБ. Кроме пассивной модели PNX102/LA, выпускается активная версия PN102/LA, параметры которой можно контролировать дистанционно с помощью компьютерной программы AIMWARE.


Достоинства: более ровная, благодаря дифракционной решетке волновода, АЧХ в области высоких частот, меньшее внеосевое окрашивание благодаря дроссельным заслонкам, высокое звуковое давление с учетом небольших размеров (300 x 600 х 400 мм) и массы (33 кг).


PN-серия Renkus-Heinz — оригинальная конструкция малогабаритного линейного массива с удачными решениями.


Первый и достаточно удачный «выход в свет» акустической системы известного производителя усилителей мощности QSC — трехполосный топ ISIS WL 2102 WideLine. Он схож по конструкции с Qube и Renkus-Heinz, работает в режимах биампинг и триампинг. Два 10" конусных НЧ/СЧ-вуфера с фазоинверторами расположены копланарно, а компрессионный 3" ВЧ-драйвер нагружен на многоапертурный волновод с дифракционными щелями. В ISIS применено интересное решение, позволяющее звукоинженерам дистанционно управлять горизонтальной диаграммой направленности на средних частотах, направляя их на любой из 10" драйверов, или на оба сразу (только в триампинговом режиме).


В целом QSC ISIS — недорогой минимассив с корпусом из армированного композитного пластика, широкой диаграммой направленности (140°), ровной внеосевой АЧХ и небольшим весом.


Российская компания Soul выпускает три модели модулей для линейных массивов: SLA V 1.0, V1.1 и V 1.2. Массивы на их основе успешно работают в концертных турах. Разработчики Soul восприняли идеологию Хейла в буквальном смысле: конструкция V 1.0 внешне аналогична V-DOSC — те же копланарно расположенные 2 x 15", 4 x 6,5" (у V-DOSC 4 x 7") и 2 x 1,5" компрессионные драйверы. На сайте компании отсутствуют данные о весе, размерах, звуковом давлении, поэтому оригинальность конструкции модулей SLA и патентованного волновода остаются «за скобками».


Soul SLA V1.0 — флагманский российский ЛМ
Protone Wa1.0

Еще одна российская компания с английским названием Protone несколько улучшила первоначальную конструкцию V-DOSC, сделав (как и JBL) два треугольных выреза для более гладкой стыковки волновых фронтов соседних кабинетов. В остальном Protone следует компоновке V-DOSC. Здесь информации несколько больше — приведен вес (76 кг) и размеры (390 x 1200 х 565 мм) модуля Protone Wa1.0, что с учетом применения двух 12" НЧ-головок позволило классифицировать его как массив крупного/среднего формата. Данные о максимальном звуковом давлении отсутствуют.


Вывод: решение «в лоб», не лишенное смекалки.


Конструкция пассивного кабинета ЛМ LARC 1 датской компании MTI основана на двухполосном дизайне с применением разнокалиберных драйверов — 2 x 15" в сочетании с 2 x 2", что однозначно вызывает неравномерность АЧХ в критичном для передачи вокала СЧ-диапазоне. Горизонтальная диаграмма направленности составляет 90°, чувствительность 100 дБ. Форма кабинетов трапецеидальная, стыковка осуществляется по лицевым кромкам боксов, вес 79 кг.


MTI LARC 1

Китайская компания t.d. Taichee и росcийская EVM Pro просто уложили обычные «сферические» боксы на бок, развернув и сместив рупоры в центр кабинета. Говорить о формировании полноценного цилиндрического волнового фронта сложно. К чести EVM Pro, в публикациях компания не позиционирует свое изделие как «линейный массив», хотя подвешивает его в форме, свойственной линейным массивам.


Английская компания Ohm производит массив с космическим названием Lunaray. (Есть еще один неологизм — «бананоподобный массив»). Согласимся, название брэнда — внутреннее дело каждой компании-производителя. Но как могут одиночные модули с рупорами 90 x 60° стыковаться в линейный массив? И почему при подключении субвуфера повышается граничная частота — с 21 кГц до еще более «внушительных» 21,5 кГц? И где найти объяснение, каким должен быть 8" динамик прямого излучения (один) и 1" рупорный ВЧ-драйвер (один), чтобы вместе выдавать SPL в 129 дБ в полосе 50 Гц…21,5 кГц и дисперсии 90 x 60°, находясь в боксе объемом 26 л? Не массив, а просто чудо!


Итак, выше мы рассмотрели традиционные дизайнерские решения линейных массивов первого поколения, навеянные их прародителем — L-Acoustics. В конце 90-х сложилась мода на линейные массивы: многие изготовители акустики действовали по принципу «и я тоже». Какие-то производители в погоне за новыми веяниями создали упрощенные конструкции, но некоторые не рвались в передовики, а спокойно искали оригинальные решения, и кто-то действительно бросил всю мощь своих исследовательских отделов на решение непростых задач «массивостроения». Как показало дальнейшее развитие событий, они были правы.


«Линейномассивная» лихорадка первых лет продемонстрировала преобладание стереотипов, например такого, как чрезмерное увлечение прямоизлучающими конструкциями. Но наука на то и наука, чтобы не стоять на месте.


Линейные массивы на основе рупорных систем


Среди всего многообразия технических решений, применяемых разработчиками линейных массивов, особое место занимают рупорные конструкции. Рупор — древнейшее акустическое приспособление, применяемое человеком для усиления звучания: еще древние греки применяли его как часть театрального реквизита для увеличения громкости голосов артистов античного театра. Не удивительно, что и в первых электромеханических системах звукоусиления широко использовались рупоры, а сегодня не исключением стали и линейные массивы.


Рупорные массивы мы отнесли ко второму поколению по простой причине: хронологически они появились позже прямоизлучающих конструкций. Предваряя выпуск рупорных массивов, теоретики ввели в обиход понятие «слабо искривленного в вертикальной плоскости звукового поля». Адепты же прямоизлучающих конструкций считали, что рупорные решения — приемлемый, но не лучший вариант дизайна массивов. Позже критики несколько поубавили свой пыл после всеобщего отказа от прямолинейных массивов и перехода на J-образные и «прогрессивные» формы их изгиба. Актуальность рупорных систем возросла. (Согласитесь, звучит парадоксально: «криволинейный линейный массив»). Окончательно критики успокоились, когда специалисты Martin Audio показали, что слабо искривленные в вертикальной плоскости звуковые поля с пользой для звучания заполняют стыки в зонах перекрытия диаграмм направленности излучателей массива. С появлением искривленных массивов дискуссии на тему «3 или 6 дБ с удвоением расстояния?» вообще прекратились, по крайней мере для ближней зоны озвучания.


Сегодня прямолинейные массивы «из принципа» разрабатывают голландская компания Duran Audio (система Target) и швейцарская Audio Performance, где управление направленностью производится по принципу фазированной решетки посредством дорогостоящего многоканального процессорного управления. Бесспорно и то, что цена линейных массивов имеет большое значение для их успешного использования.


Кратко очертим проблемы, которые вынуждены решать конструкторы любых рупорных систем. Главная из них — нелинейные искажения в рупорах, возникающие при согласовании выходного акустического сопротивления источника звука с входным сопротивлением среды, то есть воздуха. То есть вся проблема состоит в том, чтобы… сделать хороший рупор! Сформировать линейный источник звуковых волн нелинейными методами — задача не из простых, и на разработку могут уйти годы. Другая проблема — габариты. Ради сохранения приемлемых габаритов акустических систем конструкторам приходится «сворачивать» длинные волновые тракты, а это — еще один источник искажений. Неудивительно, что в рупорном секторе доминируют такие опытные компании, как Martin Audio, EAW, Electro-Voice. Компрессионные ВЧ-драйверы, рупоры, фанера из балтийской березы — словом, сплошные традиции… и, в целом, отличный звук.


EAW KF760

Eastern Acoustic Works (EAW) выпускает две серии массивов — полноформатную 760 и компактную 730. 760-я серия состоит из двух трехполосных триампинговых топ-модулей — дальнего поля KF760 c дисперсией 80 x 3°, среднего-ближнего поля KF761 и субвуфера BH760.


KF761 содержит два 8" СЧ-драйвера, 2" рупорную ВЧ-головку, имеет 100-градусную горизонтальную и 12-градусную вертикальную диаграмму направленности. Оба кабинета — трапецеидальной формы, со сцепкой по фронту.


Компактная 730-я серия состоит из трехполосного, триампингового кабинета KF730 SLAM (Small Line Array Module) и субвуфера BH730. Последний имеет Т-образную форму, что позволяет эффективно использовать этот компактный массив в напольном (кабинет поверх субвуфера) исполнении. Оригинальной особенностью топ-кабинета является расположение двух 10" головок на его боковых стенках, что в сочетании с процессорным управлением обеспечивает плотный низ и компактность. (Подобное решение также применяется в массивах датской компании Sound Projects и будет рассмотрено ниже). Два 7" СЧ-драйвера излучают через щель и рупор. Всего KF730 содержит 6 драйверов, развивает продолжительное давление SPL 129 дБ и весит 36 кг.


Недостатки 760-й серии — сложность конструкции, небольшая чувствительность НЧ-секции (96 дБ) и большой вес (102 кг) — с лихвой компенсируются высоким к. п. д. и звуковым давлением, достигающим 129…138 дБ. Основной принцип разработчиков EAW Дейва Гинесса и Джефа Роуча: «равная мощность — разная вертикальная дисперсия», тогда как в других системах: «разная мощность — одинаковая вертикальная дисперсия» (что приводит к смазыванию временных характеристик и снижению прозрачности звучания массива в целом). Звучание модулей серии плотное и мощное, когда на больших уровнях слышно, как «завелись» компрессионные драйверы.


Массивы британской компании Martin Audio представлены тремя моделями — полноформатной W8L, среднеформатной W8LC и миниформатной W8LM, каждая из которых может функционировать в качестве широкополосных излучателей. Для дальнейшего расширения рабочей полосы частот вниз разработаны субвуферы — WSX (свернутый рупор), W8LS и WLX, интегрирующие топы в четырехполосную систему. Многолетние исследования компании привели к созданию методов оптимальной акустической нагрузки драйверов и разработке корректного согласования вертикальных рупоров постоянной направленности. Излучатели массивов L-серии формируют слабо искривленные волновые фронты, что позволило решить проблемы взаимного влияния, но без эффектов комбинационной фильтрации и окрашенного «рупорного» звучания.


W8L

Особенности модуля W8L. НЧ-секция — 15" вуфер с фазоинвертором нагружен на патентованный горн Hybrid, заметно повышающий звуковое давление (это решение применяется в большинстве массивов Martin Audio). Все это позволило достичь чувствительности 106 дБ при одном динамике. СЧ-секция — два 8" рупора с тороидальными фазовыми вставками, улучшающими равномерность диаграммы направленности, с чувствительностью 108 дБ. ВЧ-секция: три 1" рупорных компрессионных драйвера, чувствительность 113 дБ. Все секции имеют пиковое значение SPL 140…142 дБ. Точки кроссоверного разделениия — 220 Гц и 2,5 кГц — лежат вне основных составляющих спектра голоса. Обеспечивается однородная 90-градусная дисперсия в горизонтальной плоскости. Моноблок ВЧ-драйверов обеспечивает запас по высоким частотам, позволяя использовать метод «зонирования» при озвучании дальних зон аудитории.


Компактный массив W8LC построен по тем же принципам и обладает максимальным SPL 135 дБ. Разработчики Martin Audio предпочли создать изначально акустически корректную конструкцию, чтобы позже не «лечить» ее радикально с помощью контроллеров. Поэтому частотные ступени всех топ-кабинетов L-серии имеют одинаковую длину акустического тракта. В системах с разной длиной акустического тракта полосы вынужденно компенсируются электронным способом, путем введения межполосных временных задержек, что приводит к неравномерности АЧХ.


Другой принцип Martin Audio — минимальная эквализация акустических систем. Графические эквалайзеры могут использоваться лишь для некоторой коррекции акустических аномалий озвучиваемых площадок, но не для ликвидации пиков и провалов в АЧХ излучателей. Наконец, третья часть концепции — на этапе разработки сделать максимально линейным каждый элемент, будь то драйвер, вуфер или твиттер.


В свое время, при разработке концертных басовых систем, работающих лишь на звуковое давление, была упущена важная деталь — осязаемое, вибрационное ощущение НЧ-спектра слушателем. Вместо нелокализованного низа точная басовая система должна создавать «толчок в грудь» за счет формирования скоростных воздушных выбросов. Действительно, электрические аналоги звукового давления и скорости — ток и напряжение, и оба они ответственны за получение полноценной мощности. Почему же в акустике должно быть по-другому? Именно поэтому в L-серии излучателем выступает не диффузор динамика, а объем заключенного в рупоре воздуха. Благодаря этому звучание массива W8L мягкое, плотное и прозрачное — трудно поверить, что слушаешь рупорную систему.


В целом, Martin Audio — элегантно, по-английски, спроектированные массивы, обладающие выдающимися характеристиками.


PSE LAS 1
PSE LAS 2
PSE scena
NEXT Pro Audio LA12a

Немецкая компания PSE Electronic GmbH выпускает две модели модулей для линейных массивов — крупноформатную триампинговую LAS 1 и компактную двухполосную биампинговую LAS 2. Принцип построения LAS 1 во многом перекликается с Martin Audio W8L. Два 15" вуфера нагружены на отдельные band-pass объемы и излучают через общую акустическую щель. Чувствительность составляет 98 дБ при подводимой мощности 900 Вт. СЧ-секция построена на двух 8" драйверах, нагруженных на компрессионные камеры и рупоры, чувствительность — 108 дБ. ВЧ-секция — три 1,5" неодимовых драйвера с короткими рупорами, с дисперсией 90 x 6°. SPL LAS 1 — 137 дБ.


LAS 2 содержит 12" и 1,5" неодимовые драйверы, обладает чувствительностью 102 дБ и воспроизводит полосу 65 Гц…19 кГц. В НЧ/СЧ-секции применена компрессионная вставка, ВЧ-драйверы нагружены на щелевой рупор.


Оригинальность LAS 1 заключается в совмещении акустических центров НЧ-излучателей, благодаря чему минимизированы фазовые проблемы, а расположение динамиков корзинами наружу улучшило их охлаждение. В LAS 2 благодаря компрессионной вставке получено высокое звуковое давление, правда, за счет возросшей до 14 дБ неравномерности АЧХ.


В целом PSE — добротная рупорная конструкция линейного массива.


Португальская компания NEXT Pro Audio Systems заявила о разработке компактного массива на основе трехполосного модуля LA12, что само по себе звучит интригующе. LA12а базируется на рупорных решениях. СЧ-секция содержит две акустические призмы, делящие каждый источник звука на два, что позволило двум 6,5" драйверам излучать когерентно вплоть до 3 кГц. ВЧ-секция содержит 3 x 1" драйвера, излучающих через многоапертурный волновод ICWG, каждый из каналов которого имеет одинаковую длину хода волны, что позволяет преобразовать сферический волновой фронт драйвера в изофазный цилиндрический. Выходное сопло волновода нагружено на рупор с дисперсией 90 x 8°, а НЧ-секция выполнена в виде свернутого рупора с фазоинвертором. Заявлены приемлемые значения чувствительности НЧ/СЧ/ВЧ — 103/106/108 дБ при весе кабинета всего 43 кг. LA12 ведет цифровой контроллер (тип не указывается). Конструкция имеет много общих черт с Martin Audio W8LC и соответствует лучшим образцам рупорных массивов. Так как LA12 пока существует лишь в виде прототипа, его рано ставить в один ряд с реально работающими конструкциями.


Electro-Voice Xvls

Известный производитель концертной акустики Electro-Voice выпускает крупноформатный массив X-Line, состоящий из модулей Xvls, Xvlt, Xfil, Xsub/f и компактных Xlc/Xlci.


В указанных конструкциях нашли свое отражение многолетние наработки E-V, например, технология «разделения режимов возбуждения рупоров» (RMD), позволяющая уменьшить нелинейные искажения при большой излучаемой мощности. Дальнобойный модуль Xvls — прямоугольной формы, остальные (кроме Xfil и Xsub/f) трапецеидальные. В конструкции топов используется ассиметричное расположение ВЧ-секции, сердцем которой является многоапертурный трубчатый волновод Hydra. НЧ/СЧ-секция нагружена на акустическую линзу/среднечастотный рупор. В Xvls применены оригинальные НЧ-вуферы E-V 155 (одновременно являющиеся частью СЧ-рупора) с плоскими диффузорами.


Стандартные недостатки подобных конструкций: некоторая неравномерность горизонтальной диаграммы в точках кроссоверов, повышенные интермодуляционные искажения (частью СЧ-рупора являются колеблющиеся диффузоры НЧ-драйверов), сложность переконфигурирования массива, в состав которого входят три вида ассиметричных топов. С другой стороны, благодаря применению многоапертурного волновода получены высокая линейность на высоких частотах (по сравнению с обычными щелевыми рупорами) и высокое давление в широком диапазоне рабочих частот, а благодаря технологии RMD — улучшенное звучание по средним частотам. Массивы E-V X-Line созданы без компромиссов и могут с успехом воспроизводить музыку любого жанра.


D.A.S. CA-28А

Малогабаритный массив AERO испанской компании D.A.S. Audio выполнен на основе активных топ-кабинетов СА-28А и субвуфера СА-215А. Массив предназначен для озвучания площадок средних и малых размеров при сохранении преимуществ больших массивов. СА-28А представляет собой двухполосный трапецеидальный кабинет с двумя 8" неодимовыми головками, разделенными криволинейным фазирующим рассекателем и 1,5" компрессионным драйвером M-10N. Драйвер нагружен на многоапертурный акустический трансформатор SERPIS, в котором осуществляется преобразование сферического волнового фронта ВЧ-драйвера в плоский цилиндрический изофазный фронт. Повышенная жесткость металлического волновода снижает искажения и потери преобразования. В СА-28А применен усилитель мощности класса D+AB мощностью 450 Вт. Отличительная особенность AERO — подвес субвуферов поверх топов и широкий угол горизонтальной дисперсии (120°). Пиковое звуковое давление СА-28А — 131 дБ, полоса воспроизводимых частот — 80 Гц…20 кГц. Субвуфер СА-215А содержит две 15" головки 15GN и встроенный усилитель класса D мощностью 1000 Вт. Оба модуля выполнены из березовой фанеры, имеют износостойкое «погодозащитное» покрытие и содержат интегрированную систему подвеса.


D.A.S. SERPIS

К прогрессивным решениям массива D.A.S. AERO можно отнести активность его модулей, снижающую количество межблочных соединений и ускоряющую сборку; эффективное охлаждение ВЧ-драйвера благодаря контакту с металлическим волноводом; ровные низы (в силу верхнего расположения субвуферов в кластере) и ровные средние частоты (благодаря применению криволинейного акустического рассекателя).


Удобный в сборке и настройке, недорогой массив суперкомпакт-класса спроектирован и выполнен с европейской элегантностью.


Компактный рупорный массив производит небольшая компания из Мичигана ISP Technologies. Оригинальное решение топа Reference Line 210 — применение компрессионного СЧ-драйвера с 4" мембраной и 4" катушкой (!). Действительно, распространенная конструкция СЧ-секций массивов из двух-четырех расположенных рядом конусных драйверов прямого излучения обладает рядом недостатков — ограниченной горизонтальной дисперсией, изломом конусов диффузоров на определенных частотах, провалами АЧХ и потерей разборчивости. В Line 210 один 4" драйвер излучает через узкую вертикальную щель, обеспечивая диаграмму направленности 120 x 12°. Еще одно новшество — применение полиэстера в качестве материала диафрагм твиттеров.


В свое время конструкторы концертных излучателей отказались от него в пользу «звонких» титановых диафрагм. Новые технологии возвращают прозрачно и мягко звучащие полиэстеровые мембраны на большую сцену. Два 10" вуфера нагружены на акустические щели, что расширяет горизонтальную диаграмму и выравнивает АЧХ. К недостаткам Line 210 можно отнести триампинговое подключение этого компактного модуля и сложность конструкции. К сожалению, данные о звуковом давлении, полосе рабочих частот и неравномерности АЧХ на сайте компании не приведены, поэтому этот оригинальный массив скорее следует отнести к категории прототипов.


Компания Apogee Sound одной из первых начала создавать модульные концертные акустические системы. Сегодня ее «линеаризованные массивы» представлены тремя форматами серии ALA. Первые два — ALA-3 и ALA-5 — представляют собой обычные двухполосные биампинговые конструкции с двумя стандартными вертикальными рупорами (у ALA-3 — прямоугольными, у ALA-5 — коническими), из-за чего когерентность этих массивов сохраняется лишь до частот 400…600 Гц, выше которых они работают как обычные излучатели сферических волн. Чувствительности СЧ- и ВЧ-секций сильно различаются — 99 и 110 дБ.


Apogee ALA-9

Дизайн ALA-9 более интересен: она представляет собой трехполосную конструкцию, НЧ-секция которой имеет вид оппозитного диполя, СЧ-головки излучают через щелевые рупоры, а высокие частоты формируют три драйвера с короткими рупорами. Модули работают лишь с процессорами производства Apogee, причем для каждого типа кабинета существует свой процессор. Корпуса модулей имеют сложную форму двойной трапеции для расширения горизонтальной дисперсии (хотя существуют и более простые методы). Массивы Apogee — мощные модульные излучатели, но, по большому счету, линейными массивами не являются и честно названы их создателями «линеаризованными».


Apogee ALA-9

Линейный массив немецкой компании d&b audiotechnic представлен топом Q1 и субвуфером Q-Sub. Двухполосный Q1 изобилует множеством оригинальных решений. Например, стараясь уменьшить размеры, конструкторы d&b развернули низкочастотные драйверы… наружу, заставив их работать на «пристегнутые» объемы — компрессионные камеры, что позволило получить горизонтальную диаграмму 75° и поднять звуковое давление компактного топа (22 кг) до убедительных 139 дБ (пиковое значение). Если в большинстве массивов временная коррекция драйверов осуществляется электронным способом, то в Q1 это заложено конструктивно: акустические центры ВЧ- и НЧ-драйверов совмещены геометрически. Это позволило отказаться от временной коррекции частотных ступеней и применить пассивную фильтрацию. Использование двойной системы акустических решеток — панелей акустичекого сопротивления — обеспечило эффективное демпфирование работающих в малом объеме дальноходных 10" неодимовых драйверов. В Q1 даже ручка-«карман» работает как фазовая вставка для НЧ-динамиков! Простая система риггинга позволяет подвешивать субвуферы над топ-кабинетами, что не только улучшает равномерность озвучания, но и дополнительно освобождает сцену.


Массив d&b Q-серии — элегантное, простое и экономичное дизайнерское решение, позволившее достичь отличных результатов.


Компактный массив Coda Audio

Еще одна немецкая компания Coda Audio, подразделение BMS Elektronik GmbH, выпускает два массива — LA2225 и LA2228. Первый использует два 15" вуфера прямого излучения и популярные 2" двухполосные драйверы с внутренней пассивной фильтрацией BMS 4590 на CD-рупоре со щелевым горлом. Второй модуль, суперкомпактный, более интересен с точки зрения акустического дизайна: в его ВЧ-секции применен квазипланарный излучатель на компрессионном драйвере H4510 ND с кольцевой диафрагмой и фазовой вставкой. 8" вуферы покоятся на V-образной панели — акустической линзе. В конструкции LA2228 Coda Audio достаточно близко подошла к решению массива в соответствии с идеологией д-ра Хейла.


Недостатки: биампинговый режим для суперкомпактного модуля и большой разброс чувствительности по частотным полосам (96 и 114 дБ). Строго говоря, к рупорным конструкциям относится лишь LA2225, тогда как LA2228 больше соответствует прямоизлучающим массивам, но, не желая разъединять эти модели, мы поместили их вместе.


В целом, LA- серия — отличное бюджетное решение, сочетающее высокое качество звучания с невысокой ценой.


Российский модуль Star Sound Tech ST210LC

По аналогичному принципу построен массив российской компании Star Sound Technologies, состоящий из двух модулей — топ-кабинета ST210LC и субвуфера ST218LW. В топе применены две 10" дальнеходные головки прямого излучения с 3" катушками и ВЧ-генератор планарного волнового фронта ST6050Р оригинальной разработки Star Sound, представляющий собой волновод-трансформатор, работающий на частотах начиная с 1,8 кГц. Модуль обладает высокой чувствительностью 101 дБ и дисперсией 90 x 10°. Максимальное звуковое давление и неравномерность АЧХ не приводится.


Удачное бюджетное решение компакт-класса, реализующее принципы линейных массивов.


Волновод Sound Projects SP20

Голландская компания Sound Projects выпускает полную линейку массивов оригинальной конструкции серии «сигма»: SP30, SP20 и SP10. Устройство их рассмотрим на примере компактного модуля SP20. Оригинальность конструкции присутствует во всех его трех полосах. Волновод-генератор цилиндрической волны построен на основе тела Вента и объединен в одно целое с небольшим рупором, причем в SP30, SP20 и SP10 используются 3, 2 и 1 волновод соответственно. Расположение 12" НЧ-вуферов на боковых стенках кабинета в сочетании с цифровой фазовой коррекцией позволило получить чувствительность 103 дБ и SPL 133 дБ. Четыре 6,5" среднечастотных драйвера излучают тыльными сторонами через вертикальные щели, обеспечивая горизонтальную дисперсию 90°. Среди достоинств массивов Sound Projects серии «сигма» — компактность, высокий уровень SPL и равномерность АЧХ.


Волновод Adamson Yaxis

Особое место среди линейных массивов занимают акустические системы канадской компании Adamson Pro Audio. Гордость Adamson и сердце ее массивов — защищенный четырьмя патентами СЧ/ВЧ-модуль Yaxis с колинеарной звуковой камерой. 1,5" компрессионный ВЧ-драйвер (1) излучает в собственную звуковую камеру (2) через совпадающее по оси отверстие (3) в керне (4) кевларовой 9" СЧ-головки (5). ВЧ-камера содержит внутренне тело Вента (6), СЧ-драйвер нагружен на собственную камеру (7), в выходном устье (8) которой происходит суммирование звуковых волн. В модулях Y18 используются 18" драйверы AW18 с кевларовыми диффузорами. Брок Адамсон пошел дальше Кристиана Хейла и применил короткое тело Вента, что снизило интерференционные явления в волноводе и улучшило равномерность ВЧ-спектра. В таком копланарном волноводе практически отсутствуют эффекты горизонтальной дифракции и интерференции.


Кластер Adamson

Массивы Adamson широко используются для озвучания открытых пространств, и компания заявляет об «использовании самых высокоэффективных драйверов, доступных на профессиональном аудиорынке». Именно поэтому удивляет отсутствие на ее сайте данных о чувствительности, SPL и неравномерности АЧХ. Тем не менее, наряду с L-Acoustics, Adamson — создатель одного из самых блестящих дизайнерских решений.


Известный в прошлом производитель туровой акустики Clair Brothers попытался отказаться от одного из принципов построения линейных массивов — наличия не менее четырех модулей для формирования полноценной цилиндрической волны. В акустических системах CAT (Сurved Array Technology) для бесшовной вертикальной стыковки звуковых полей кабинетов применена решетчатая акустическая линза (морфированный волновод). Благодаря этому вуфер с нестандартным диаметром 14" (производства Clair Brothers) работает вплоть до 2 кГц. Для высоких частот задействованы два 1,4" компрессионных драйвера, нагруженных на ассиметрично расположенный в кабинете вертикальный CD-рупор. Кластер из трех модул
Источник: Pinspot.RU

7 Января 2005 /

История и развитие линейных массивов. Часть первая

На рубеже XIX и XX столетий произошли глобальные изменения в науке и технике — чего стоит изобретение радио, автомобиля, открытие радиоактивности. На стыке тысячелетий непременно должно было произойти что-то революционное. Последовавшее бурное развитие цифровых технологий и телекоммуникаций, клонирование биообъектов и туристические полеты в космос подтвердили справедливость этих ожиданий. Можно ли было представить себе такое каких-нибудь лет 30 назад?
читать...(818)

7 Января 2005 /

Настройка сценических мониторов

Вопрос о правильной настройке мониторов перед концертом задается очень часто, и это действительно очень важный вопрос, от решения которого зависит и настроение артистов, и ситуация на сцене, и, в конечном итоге, то, как пойдет весь концерт. При значительном разнообразии выпускаемого звукового оборудования, для предотвращения хаоса на сцене и в зале необходимо руководствоваться методикой, позволяющей эффективно организовать работу технического персонала, звукорежиссера и артистов.
читать...(804)

29 Октября 2004 /

Новая серия PN-PNX от компании Renkus-Heinz

Фирма Renkus-Heinz (США), опираясь на свои запатентованные технологии и инновационные решения в области акустики, разработала новые акустические системы PN102/LA и PNX102/LA серии PN-PNX, которые являются основным элементом для создания так называемого малого линейного массива. Уникальные механические и акустические свойства систем позволяют конфигурировать линейный массив для самых разных площадок, от небольших и средних инсталляций до крупных. Высокие технические характеристики в сочетании с компактными размерами, простотой установки и исключительной надежностью данного линейного массива положили начало новой системе стандартов в области озвучания театров, спортивных комплексов, концертных залов и открытых площадок.
читать...(805)

29 Октября 2004 /

Акустическая система QSA-210 фирмы Qube Audio

Фирма Qube Audio (Италия), многолетний партнер фирмы Renkus-Heinz (США), разработала новую акуcтическую систему QSA-210, которая является основным элементом для создания, так называемого малого линейного массива. Высокие технические характеристики в сочетании с компактными размерами, простотой установки и исключительной надежностью позволяют применять данный линейный массив на различных культурно-массовых и спортивных объектах небольшого и среднего объема, а также в турах.
читать...(813)

29 Октября 2004 /

LUNARAY от компании OHM

Эта полнодиапазонная двухполосная акустическая система разработана для применения в театрах, концертных залах и мобильных инсталляциях. Воспроизведение высоких частот обеспечивает 1,75-дюймовый компрессионный драйвер с алюминиевой диафрагмой, нагруженный 1-дюймовым горном. НЧ/СЧ диапазон воспроизводит 8-дюймовый динамик, звуковая катушка которого имеет двухстороннюю обмотку при диаметре 1,75 дюйма. Встроенный пассивный кроссовер обеспечивает частоту разделения 900 Гц.
читать...(803)

29 Октября 2004 /

Линейные массивы компании Meyer Sound

Компания Meyer Sound Laboratories в рекламе не нуждается. Основанная в 1979 г. инженером-изобретателем Джоном Мейером, она, наряду с двумя-тремя другими компаниями, относится к категории лучших брэндов мировой звуковой индустрии. Акустические системы Meyer Sound отличает очень высокая достоверность передачи сигнала, кристально чистый звук, исключительная прозрачность и детализация звукового материала. Недаром считается, что продукция Meyer Sound оптимальна для классической музыки, достоверное воспроизведение которой представляется наивысшей сложностью для звукорежиссеров.
читать...(802)

29 Октября 2004 /

Линейные массивы компании L-ACOUSTICS

Компанию L-ACOUSTICS (Франция) в конце 1984 г. основал доктор Кристиан Хейл (Christian Heil) — физик, специализировавшийся в области элементарных частиц, занимавшийся также научными изысканиями в областях, связанных со звуком. Обладая высоким интеллектуальным потенциалом, компания L-ACOUSTICS уже в 1985 году выпустила на рынок профессионального звукового оборудования свою первую систему, называвшуюся Incremental.
читать...(804)

29 Октября 2004 /

Серия VerTec от компании JBL

Первые исследования в области линейных массивов компания JBL начала еще 25 лет назад. Сочетание высокомощных облегченных динамиков и последних разработок в области линейных массивов дало возможность создать уникальную систему, предназначенную для проведения концертов, шоу, музыкальных туров. Сейчас серия VerTec включает в себя такие модели как: VT4880, VT4881, VT4887, VT4888, VT4889. Модели VT4881, VT4887, VT4888 принадлежат к последним разработкам и относятся к среднеразмерным (VT4888) и малым (VT4881, VT4887) линейным массивам. Эти системы отличает предусмотренное в кабинете место для установки встроенного усилителя.
читать...(805)

29 Октября 2004 /

HK Cohedra Линейные массивы второго поколения

Малые линейные массивы — это «писк» современной «акустической моды». Малые массивы — это квинтэссенция современных знаний о физике линейных источников звука. Знания эти уже настолько локализованы, что в них не осталось места ничему лишнему (видимо, поэтому все новинки в области линейных массивов внешне похожи друг на друга, как близнецы-братья). Возможно, схожа и концепция, но вот исполнение во многом отлично.
читать...(802)

...