Статьи

29 Октября 2004 /

Линейные массивы компании d&b


Теория линейных массивов занимает в настоящее время умы всех производителей профессионального звукового оборудования, и каждый из них утверждает, что лишь он понимает, в чем смысл построения линейного массива и зачем все это нужно. Какие только чудесные свойства линейных массивов не освещались в прессе за последние годы! Прямо панацея от всех звуковых бед! Один из немецких журналов восклицал после Франкфуртской выставки 2003 г.: «…И как только мы жили все эти годы без линейных массивов!»


Основными особенностями линейных массивов являются:


  • свойство не создавать лишних отражений в слушательской аудитории;

  • возможность регулирования частотной характеристики на удаленном расстоянии от источника звука.

Первое достигается применением громкоговорителей с плоской (или сферической) волной, второе — взаимным расположением этих громкоговорителей по отношению друг к другу.


Для придания громкоговорителю способности вырабатывать плоскую волну различные компании устремились изобретать специализированные рупоры для ВЧ-головок, призванные ограничивать звуковой поток по вертикали очень узким углом диаграммы направленности. Ведь чем уже полоса звукового потока, тем меньше вероятность отражения звука от поверхности потолка, что помогает сконцентрировать звук на слушательской аудитории, а не «греть воздух впустую». Однако чем меньше угол направленности звукового потока по вертикали, тем меньше взаимовлияние двух соседних громкоговорителей, а значит, и меньше вероятность сложения их звуковых потоков на дальнем расстоянии. От этого и зависит фактор регулирования частотной характеристики на удалении от источника звука.


Возникает вопрос: возможно ли применение головок прямого излучения в громкоговорителях линейного массива? Ведь воспроизведение звука посредством прямого излучения ведет к рассеянному звуку в области частот, воспроизводимых этими головками, а это противоречит принципу линейного массива.


Рис. 1

Значит, компоненты линейного массива должны иметь определенную конструкцию, позволяющую создавать довольно плоскую звуковую волну в широком диапазоне частот, а не только в области верхних частот.


Рассмотрим конструкцию громкоговорителей для линейных массивов, представленных в конце 2003 г. немецкой компанией d&b audiotechnik (рисунок 1). Особенности новой серии, названной серией Q, выражены в минимальных размерах при высочайших технических характеристиках, что характерно для всей продукции компании.


Основной единицей линейного массива, создающего область постоянной направленности звука с горизонтальным углом 75°, является пассивный двухполосный громкоговоритель Q1 со звуковым давлением до 142 дБ по высоким частотам. Громкоговоритель состоит из двух 10" НЧ-драйверов и одного 1,3" компрессионного ВЧ-драйвера с рупором, создающим цилиндрическую волну. Особых «хитростей» в рупоре нет, так как он изготовлен по принципу, известному всем производителям профессионального звукового оборудования. А вот на неодимовых НЧ-драйверах стоит остановиться подробнее.


Рис. 2
Рис. 3

Во-первых, установлены они оппозитно, обеспечивая равномерное распространение низких частот с горизонтальной диаграммой направленности 75° на частотах вплоть до 400 Гц. Во-вторых, разработчики серии Q полностью отказались от прямого излучения в данном диапазоне частот, и поэтому НЧ-драйверы расположены внутри корпуса громкоговорителя на наклонных панелях (что, по сути, сродни конструкции рупора), обеспечивая определенную диаграмму направленности звукового потока в области средне-низких частот. Таким образом, данная акустическая система является полнодиапазонным рупорным излучателем. Все детали проработаны до мелочей — даже корпуса ручек для переноски кабинета, расположенные на боковых стенках, образуют форму рупора для НЧ-драйверов.


Вертикальная диаграмма направленности в области верхних частот составляет 15°, что позволяет собирать громкоговорители Q1 в вертикальные колонны с необходимой кривизной. Механические и акусти-ческие свойства громкоговорителей позволяют состыковывать их между собой под углом от 0° до 14°. Таким образом, конфигурация массива может варьироваться от двух-трех кабинетов с вертикальной диаграммой от 15° до 30° (рисунок 2), до 20 кабинетов в массиве сложной формы (рисунок 3), образующем оригинальную диаграмму направленности, настраиваемую для любого конкретного случая.


Для чего нужна настройка линейного массива и в чем ее суть? Обратимся к теории.


Вертикальный массив из громкоговорителей Q1 воспроизводит звуковой фронт, точно повторяющий по форме изгиб самого массива. Границы верхнего и нижнего среза вертикальной диаграммы направленности массива строго очерчены, поэтому звуковой поток направлен точно в зону слушательской аудитории.


Угол схождения стенок громкоговорителя составляет 15°, что определяет максимальный угол наклона соседних громкоговорителей в массиве по отношению друг к другу в 14°. Угол рассеивания относится, прежде всего, к частотному диапазону свыше 5 кГц, в то время как нижние частоты рассеиваются в более широкой области, образуемой совместной работой одиночных громкоговорителей. При этом направленность и уровень низких частот изменяются с добавлением каждого громкоговорителя к общему массиву. Два громкоговорителя Q1 создают более узкую волну в диапазоне, близком к низким частотам. Дальнейшее увеличение массива повышает уровень низких и средне-низких частот и сужает диаграмму их направленности.


Уменьшение угла между соседними громкоговорителями ниже 10° создает зоны перекрытия с увеличением уровня в диапазоне частот выше 5 кГц. Этот эффект используется для компенсации поглощения ВЧ на дальних от источника звука расстояниях.


При проектировании массива для определенного помещения следует, прежде всего, рассматривать параметры настройки вертикальной формы массива. Именно от этого зависит равномерное распределение уровня звукового потока по всей площади слушательской зоны.


Обычно в озвучиваемой аудитории расстояния между источником и слушателем увеличиваются от низа к верху массива, поэтому максимальная энергия звукового потока необходима в верхней части массива. Это достигается образованием различных углов наклона между соседними громкоговорителями в массиве. Чем меньше угол, тем больше энергия звукового потока в вертикальном секторе, озвучиваемом этими громкоговорителями. Для плавного уменьшения энергии звукового потока угол между соседними громкоговорителями постепенно увеличивают, например, для массива, состоящего из 4-х громкоговорителей, эти углы будут 1°, 3°, 10°.


Рис. 4

Для проектирования линейного массива на основе Q1 можно использовать небольшую компьютерную программу-симулятор Q-Calc (рисунок 4), разработанную на базе Microsoft Excel. Программа позволяет рассчитать распределение уровня звукового потока для двух диапазонов частот в различных областях слушательской аудитории, а также физические параметры линейного массива, начиная от углов наклона и весовых нагрузок громкоговорителей и заканчивая рекомендациями по частотной коррекции для отдельных частей массива.


Громкоговорители Q1 объединяются в единую систему с субвуферами Q-SUB, причем субвуферы можно подвешивать в самом верху массива или ставить отдельной колонной на полу. Удобство в сочетании громкоговорителей обусловлено тем фактором, что и сателлит и субвуфер имеют номинальную мощность 400 Вт на нагрузке 8 Ом.


Рис. 5

Можно собрать напольный стек (рисунок 5) из двух громкоговорителей Q1 и трех субвуферов Q-SUB. Вертикальный угол наклона пары верхних громкоговорителей может регулироваться от -6° (т. е. наклон внутрь) до +7° по отношению к субвуферам. Даже при такой минимальной конфигурации можно получить напольный стек с возможностью регулирования уровня верхних частот в зависимости от размера слушательской аудитории.


Специально для линейного массива Q-серии компанией d&b audiotechnik разработан усилитель-контроллер D12, который имеет два канала мощностью по 1200 Вт при нагрузке 4 Ом и цифровые входы и выходы. В контроллере усилителя записаны предустановки для всех громкоговорителей выпускаемых компанией d&b, есть линия задержки до 340 м и четырехполосный параметрический эквалайзер.


Напольный стек, описанный выше, питается всего от одного усилителя-контроллера D-12. Пресет левого канала усилителя соответствует нагрузке на два громкоговорителя Q1, а пресет правого канала настроен на подключение трех субвуферов. При этом весь стек подсоединен к усилителю одним 5-контактным кабелем, где по контактам 1-2 подается ВЧ-сигнал, по контактам 3-4 — НЧ-сигнал, а контакт 5 обеспечивает обратную связь режима SenceDrive, предназначенного для контроля перемещения диафрагмы субвуфера.


Среди особенностей громкоговорителя Q1 следует отметить встроенный пассивный фильтр, который спроектирован с учетом компенсации фазовых разногласий между ВЧ- и НЧ-драйверами. Это позволило не использовать при запитывании громкоговорителя режим Bi-Amp и, соответственно, отказаться от дополнительного усилителя. Между прочим, имея в массиве нечетное количество громкоговорителей Q1, один из них можно подключить к одноканальному усилителю-контроллеру E-PAC компании d&b, который в обновленной версии также имеет готовый пресет для Q1.


Линейный массив — система сложная и требующая тщательной проработки. Поэтому, подходя к этому вопросу с точки зрения расходов, необходимо помнить, что «скупой платит дважды». Несмотря на высо-кую стоимость оборудования d&b audiotechnik, выигрыш очевиден. Например, для питания и управления массивом из восьми сателлитов и восьми субвуферов необходимо всего четыре усилителя-контроллера D12, включающих в себя функции параметрического эквалайзера, кроссовера и линии задержки, настраиваемых отдельно для каждой пары громкоговорителей. И, наконец, — великолепное качество звука.



Источник: Pinspot.RU

29 Октября 2004 /

Линейные массивы от компании BMS Electronik

Немецкая компания, известная своими ВЧ-драйверами, — BMS Electronik (Coda Audio) — предложила два комплекта линейного массива, построенных по традиционной схеме. Оба комплекта рассчитаны на питание по схеме Bi-Amp, то есть для подключения одного компонента линейного массива следует использовать два усилительных канала — по одному на ВЧ- и НЧ-драйверы.
читать...(880)

29 Октября 2004 /

Активный линейный массив компании Audio Performance

Основное преимущество линейных массивов над традиционными системами — четко контролируемая вертикальная диаграмма направленности. Но, как почти всегда бывает, основное преимущество одновременно является и основным недостатком.
читать...(887)

29 Октября 2004 /

Линейные массивы ALA фирмы Apogee Sound

Новая серия акустических систем ALA компании Apogee Sound предоставляет звукоинженерам новый инструмент для более точного проецирования звуковой энергии, излучаемой громкоговорителями на площадь зрительских мест (но не за ее пределы).
читать...(872)

29 Октября 2004 /

Линейные массивы

В последние годы в России появилось много новых систем звукоусиления, однако получаемые результаты не всегда соответствуют затраченным средствам. Это становится очевидным, когда на концертах зарубежных артистов демонстрируются великолепные возможности привозимого звукового оборудования. Причина кроется в том, что редко кто владеет достаточным набором знаний и опыта, необходимых для правильной установки и настройки звуковых систем.
читать...(945)

20 Сентября 2004 /

Сценические микрофоны компании Shure

Продукция компании Shure включает в себя широкий спектр сценических микрофонов, охватывающий разнообразные конструктивные решения и все ценовые категории.
читать...(881)

20 Сентября 2004 /

Сценические микрофоны компании Sennheiser

В идеале звук на сцене не должен уступать студийному, конструкция сценических микрофонов должна быть очень надежной, а цена - доступной... Среди других производителей к этому идеалу наиболее близко подошла, пожалуй, немецкая компания Sennheiser, один из признанных мировых лидеров в разработке и производстве микрофонов.
читать...(901)

20 Сентября 2004 /

Сценические микрофоны компании SD Systems

Голландская компания SD Systems выпускает высококачественные миниатюрные конденсаторные и динамические микрофоны для озвучивания самых разнообразных акустических музыкальных инструментов.
читать...(913)

20 Сентября 2004 /

Сценические микрофоны фирмы Schoeps

Микрофоны торговой марки Schoeps знамениты прецизионностью, высоким качеством и надежностью. Они отличаются неповторимой нейтральностью и чистотой звучания. За 55 лет своего существования компания Schalltechnik Dr.-Ing.
читать...(891)

20 Сентября 2004 /

Сценические микрофоны компании Samson

Линейка микрофонов фирмы Samson очень разнообразна: от речевых/вокальных (для музыкантов с ограниченным бюджетом) до вокальных и инструментальных, по качеству ни в чем не уступающих сценическим микрофонам профессионального класса.
читать...(874)

...